АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются разные определения саморегуляции. Приводятся представления о саморегуляции, сложившиеся в рамках зарубежной и отечественной психологии, которые показывают, что саморегуляция изучается в связи с разными аспектами жизнедеятельности: процесс обучения, профессиональная деятельность, благополучие, регулирование состояния здоровья и др. Саморегуляция в основном определяется с помощью термина «способность», что заставляет более глубоко осмыслить сам термин саморегулятивные способности. Теоретический анализ компонентов, уровней, моделей саморегуляции позволяет говорить об их разнообразии, но все же необходимо выделить общие ключевые компоненты: мотивацию; стандарты поведения (включая морально-ценностные ориентиры); выдвижение целей; проектирование условий, необходимых для достижения целей; способность к мониторингу процесса саморегуляции (самоконтроль); оценка и коррекция результатов; способность проявлять волю в достижении поставленных целей. Теоретический анализ различных компонентов, уровней, моделей саморегуляции показал, что в них отсутствует духовная составляющая. В этой связи автором были предложены две модели, включающие духовный аспект: а) четырехуровневая модель саморегуляции; б) четырехуровневая модель саморегуляции и саморегулятивных способностей. Обе модели содержат высший духовный уровень саморегуляции, связанный с ориентацией на высшие моральные принципы, высшие ценности и смыслы. Высшие саморегулятивные способности, соответствующие этому уровню, способствуют раскрытию духовного потенциала и мобилизации энергии для бескорыстного служения обществу. Это позволяет повышать энергетический ресурс саморегуляции в целом и создавать условия для улучшения качества жизни и продуктивной жизнедеятельности.
ЦИТАТА
Ozhiganova, G.V. SELF-REGULATION AND SELF-REGULATORY CAPACITIES: COMPONENTS, LEVELS, MODELS / G.V. Ozhiganova. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2018. – Т. 15. – № 3. – С. 255-270