АННОТАЦИЯ
Исследование проходило в два этапа: 1) экспертная оценка с целью отнесения прилагательных к различным модальностям; 2) эмоциональная оценка прилагательных, имеющих разную модальную отнесённость. Для экспертной оценки предлагались прилагательные, отобранные из Словаря русского языка (под ред. А.П. Евгеньевой, 1999). Критерием отбора прилагательных была возможность воспринять какими-либо органами чувств то свойство окружающей среды, которое обозначается данным прилагательным. В экспертной оценке прилагательных принимали участие 10 экспертов (студентов) в возрасте от 19 до 23 лет (медиана 21), 8 женщин и 2 мужчин. Каждому из экспертов давался бланк инструкции и 50 бланков (страниц) для ответа, содержавших 2600 отобранных на первом этапе прилагательных, располагавшихся в алфавитном порядке.Эксперты работали над заданием в течение двух недель в свободное время. Нужно было указать все органы чувств, с помощью которых признак, обозначенный прилагательным, мог быть воспринят. При этом тот орган чувств, который первым «пришёл в голову», получал ранг 1, второй – ранг 2 и т.п. для каждого прилагательного. Наибольшее количество прилагательных было отнесено к зрительной модальности. Число прилагательных, отнесенных к другим модальностям, уменьшалось следующим образом: слух – вкус/запах – тактильные ощущения. Таким образом, следует принять гипотезу о том, что в языке прилагательные, используемые для оценки результатов более дифференцированных систем, количественно преобладают над прилагательными, используемыми для описания результатов менее дифференцированных систем поведенческих актов. Для дальнейшего исследования было отобрано 746 прилагательных, отнесённых к зрению, обонянию, слуху, вкусовой и тактильной чувствительности. Всего несколько слов было отнесено участниками к мышечной, телесной или органной чувствительности, поэтому эти прилагательные были исключены из дальнейшего исследования. В эмоциональной оценке прилагательных, имеющих разную модальную отнесённость,принимало участие 35 студентов психологического факультета в возрасте от 17 до 23 лет (медиана = 18), 28 женщин и 7 мужчин. Эмоциональная оценка ситуаций давалась участниками индивидуально с помощью нажатий клавиш на клавиатуре компьютера. Исследование включало в себя тренировочную и экспериментальную серии. Перед экспериментальной серией участнику на экране компьютера давалась инструкция: «Вам предлагается оценить своё эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях, кот
ЦИТАТА
Связь между эмоциональной и модальной отнесенностью прилагательных русского язык В сборнике: Когнитивное моделирование в лингвистике. – 2006. – С. 378-387