АННОТАЦИЯ
Цель работы состояла в разработке процедуры обучения крыс многозвеньевым последовательностям, позволяющей совместить сложные формы поведения, характерные для человека и приматов, с инвазивными методами психофизиологических исследований. В результате сопоставления существующих моделей формирования многозвеньевых последовательностей у приматов и крыс было выделено два ключевых фактора, препятствующих выявлению закономерностей организации собственной активности животного в методиках у крыс: фиксированное время сессии и применение внешних сигналов-подсказок, однозначно регламентирующих поведение на каждом его этапе. Задачами настоящей работы было проверить возможность обучения крыс в методике без временного и процедурного регламента и описать особенности формирования у них сложной двухзвеньевой последовательности навыков. В первой серии экспериментов было показано, что без фиксированного времени сессии все крысы смогли за разное время обучиться первому и второму простым циклическим навыкам нажатия на педаль, при этом скорость обучения второму циклу была значимо выше и не зависела от длительности обучения первому навыку. Во второй серии крысы, предварительно научившиеся получать пищу, нажимая на педаль, только на одной или двух сторонах экспериментальной клетки, обучались двухзвеньевому навыку, состоящему из последовательности актов подхода и нажатия на первую педаль, подхода и нажатия на вторую педаль и подхода к кормушке с захватом пищи из нее, причем, так же, как и во время обучения простому циклическому навыку, после нажатия на педали крысы не получали никакой немедленной обратной связи о результате нажатия. Было обнаружено, что крысы, сформировавшие два сходных пищедобывательных навыка, обучаются двухпедальной последовательности дольше и совершают достоверно больше пробных циклов разного типа, по сравнению с животными, обученными только одному простому циклическому навыку. Таким образом, процедура обучения двухзвеньевой последовательности актов в рамках модели циклического пищедобывательного поведения крыс может быть использована для исследования системных механизмов организации сложного поведения в исследованиях с регистрацией активности мозга.
ЦИТАТА
Кузина, Е.А. Методика обучения крыс многозвеньевым инструментальным навыкам / Е.А. Кузина. В сборнике: ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. – 2016. – С. 419-426