Интеллект, креативность и личностные свойства как факторы реальных достижений | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Интеллект, креативность и личностные свойства как факторы реальных достижений

Дружинина Светлана Владимировна, Холодная М. А., Шадриков В. Д., Ларионова Л. И., Ушаков Д. В.
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ диссертация
ГОД 2016
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 9
АННОТАЦИЯ
Выяснено, что соотношения интеллекта и креативности определяются избирательными связями отдельных интеллектуальных способностей и разных форм креативности, в частности, на первый план выходят уровень сформированности понятийных способностей и разработанность как аспект невербальной креативности. Интеллект и креативность выступают в качестве факторов реальных (учебных, интеллектуальных, социальных) достижений при условии их тесного взаимодействия (интеграции). Предикторами реальных достижений (учебных, интеллектуальных, творческих, социальных) в подростковом возрасте согласно результатам корреляционного, сравнительного и регрессионного анализа являются понятийные способности (сформированность операций понятийного мышления и уровень долговременной семантической памяти, в терминах субтестов шкалы Амтхауэра) и невербальная креативность (разработанность как индикатор способности к порождению детализированных ментальных содержаний, в терминах методики Торренса).Установлено, что сравнение своеобразия личностных свойств подростков, имеющих и не имеющих творческие достижения, позволило заключить, что творческая продуктивность выступает как результат взаимодействия разных уровней индивидуального ментального опыта с учетом специфики его организации: понятийного (дифференцированного и обобщенного способа концептуализации происходящего), метакогнитивного (высокого уровня метакогнитивной осведомленности, включая осознание приемов саморегуляции интеллектуальной деятельности и наличие чувства самоэффективности) и интенционального (активного включения личных впечатлений в виде преобладания внутренней мотивации, наличия в опыте личностно-значимых событий, специфических субъективных обоснований собственной деятельности). Понятийные способности выполняют интегративную функцию, связывая разные виды способностей и разные уровни индивидуального ментального опыта, именно поэтому в подростковом возрасте понятийные способности вступают в качестве ведущего фактора по отношению к реальным (учебным, интеллектуальным, творческим, социальным) достижениям.
ЦИТАТА
Интеллект, креативность и личностные свойства как факторы реальных достижений / С.В. Дружинина, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Л.И. Ларионова, Д.В. Ушаков Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, – 2016.
АВТОРЫ

Холодная Марина Александровна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

238
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE КРЕАТИВНОСТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2018 год

2015 год

2014 год