Интеллект, креативность и личностные свойства как факторы реальных достижений | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Интеллект, креативность и личностные свойства как факторы реальных достижений

Дружинина Светлана Владимировна, Холодная М. А., Шадриков В. Д., Ларионова Л. И., Ушаков Д. В.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ диссертация
ГОД 2016
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 9
АННОТАЦИЯ
Выяснено, что соотношения интеллекта и креативности определяются избирательными связями отдельных интеллектуальных способностей и разных форм креативности, в частности, на первый план выходят уровень сформированности понятийных способностей и разработанность как аспект невербальной креативности. Интеллект и креативность выступают в качестве факторов реальных (учебных, интеллектуальных, социальных) достижений при условии их тесного взаимодействия (интеграции). Предикторами реальных достижений (учебных, интеллектуальных, творческих, социальных) в подростковом возрасте согласно результатам корреляционного, сравнительного и регрессионного анализа являются понятийные способности (сформированность операций понятийного мышления и уровень долговременной семантической памяти, в терминах субтестов шкалы Амтхауэра) и невербальная креативность (разработанность как индикатор способности к порождению детализированных ментальных содержаний, в терминах методики Торренса).Установлено, что сравнение своеобразия личностных свойств подростков, имеющих и не имеющих творческие достижения, позволило заключить, что творческая продуктивность выступает как результат взаимодействия разных уровней индивидуального ментального опыта с учетом специфики его организации: понятийного (дифференцированного и обобщенного способа концептуализации происходящего), метакогнитивного (высокого уровня метакогнитивной осведомленности, включая осознание приемов саморегуляции интеллектуальной деятельности и наличие чувства самоэффективности) и интенционального (активного включения личных впечатлений в виде преобладания внутренней мотивации, наличия в опыте личностно-значимых событий, специфических субъективных обоснований собственной деятельности). Понятийные способности выполняют интегративную функцию, связывая разные виды способностей и разные уровни индивидуального ментального опыта, именно поэтому в подростковом возрасте понятийные способности вступают в качестве ведущего фактора по отношению к реальным (учебным, интеллектуальным, творческим, социальным) достижениям.
ЦИТАТА
Интеллект, креативность и личностные свойства как факторы реальных достижений / С.В. Дружинина, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Л.И. Ларионова, Д.В. Ушаков Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, – 2016.
АВТОРЫ

Холодная Марина Александровна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

246
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE КРЕАТИВНОСТЬ

Ушаков Дмитрий Викторович


Директор Интситута психологии РАН

Публикаций в поиске

307
ИНТЕЛЛЕКТ ПСИХОЛОГИЯ INTELLIGENCE
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2018 год

2015 год

2014 год