АННОТАЦИЯ
Психоэмоциональный стресс дестабилизирует когнитивные процессы, такие как научение и память, и может приводить к нейродегенеративным изменениям (Kim & Diamond, 2002). Важную роль в формировании физиологических адаптаций в стрессогенных условиях, отводят гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системе и глюкокортикоидным гормонам (напр., Swaab, 1992). В гиппокампе обнаружено самое большое число глюкокортикоидных (ГР) и минералокортикоидных рецепторов (МР), локализованных в основном в полях СА1 и СА3. Показано, что активация МР сопровождается увеличением активности кальциевых каналов в нейронах поля CA1, но дополнительная активация ГР, характерная для острого стресса, уменьшает активность поля CA1 (De Kloet et al., 1998). При исследовании эффектов хронического стресса выявлено уменьшение общего размера гиппокампа (Gilbertson et al., 2002; Teichera et al., 2012). Целью нашей работы является выявление паттернов мозговой активности при научении в стрессогенных условиях. В качестве клеточного маркера нейрональной активности в моделируемых нами ситуациях научения был использован транскрипционный фактор (ТФ) c-Fos. Крыс Long-Evans обучали инструментальному пищедобывательному поведению, затем их разделили на две группы: одних обучали активному избеганию электрического тока; других - пищедобывательному поведению, отличному от общего для обеих групп навыка, полученного в начале эксперимента. Животные группы интактного контроля были взяты из домашней клетки непосредственно перед декапитацией. Fos-позитивные клетки выявляли иммуногистохимическим методом с использованием стандартного стрептавидин-биотин-пероксидазного протокола. Определяли число и топографию распределения Fos-позитивных клеток в полях CA1/CA2/CA3 гиппокампа. Была получена неравномерность в распределении Fos-позитивных клеток среди субструктур гиппокампа: в поле CA3 было выявлено повышение уровня экспрессии ТФ c-Fos в обеих экспериментальных группах по сравнению с интактным контролем; в поле CA1 было выявлено снижение уровня экспрессии ТФ c-Fos в группе обучения активному избеганию по сравнению с группой пищедобывательного поведения. Полученные результаты важны для понимания особенностей научения, протекающего в стрессогенных условиях.
ЦИТАТА
Булава, А.И. Снижение экспрессии с-Fos в поле CA1 гиппокампа крыс в задаче активного избегания / А.И. Булава, Ю.В. Гринченко. В сборнике: Нейронаука для медицины и психологии. – 2016. – С. 103