АННОТАЦИЯ
В данной работе изучались особенности системогенеза, протекающего у животных, имевших психотравмирующий опыт, сформированный в ситуации острого стресса. Опыт переживания интенсивного острого стресса формировали у животных за 6 месяцев до обучения последовательным инструментальным пищедобывательным навыкам в том же контексте. Предполагается, что в том же контексте актуализируется опыт о стрессовом событии и, таким образом, новое поведение формируется на его основе, что соответствует поведенческим альтерациям у людей при стрессовых расстройствах, в которых отмечается «возврат» в состояние стресса под воздействием определенных триггеров. Различные структурные образования в мозге в соответствии с историей их формирования характеризуются наличием в них элементов разного филои онтогенетического «возраста». Для анализа степени их вовлечения в процессы системогенеза использовали экспрессию гена c-fos в зонах филогенетически разного «возраста»: неокортекс и ядра амигдалы. Выявлен значимый эффект стресса: животные, подвергшиеся острому интенсивному стрессовому воздействию в период до обучения, демонстрируют значительно более низкую скорость научения первому навыку и постепенное снижение этих различий к последнему. Выявлена значимая отрицательная связь между уровнем активации ядер амигдалы и числом дней, необходимых для достижения критерия научения, а также положительная связь между уровнями активации амигдалы и цингулярной коры. Вероятно, уровни активации этих структур могут быть рассмотрены как индикаторы общемозговой организации, обеспечивающей эффективное обучение. Системогенез у животных с психотравмирующим опытом характеризует одновременная актуализация систем «противоречащих» доменов, а именно формирование опыта относящегося к домену достижения при одновременной актуализации опыта домена избегания. Регрессия, способствующая быстрым адаптациям и формированию простых видов поведения и/или близких форм к имеющемуся у индивида поведенческому репертуару, возможно, затрудняет
ЦИТАТА
Системогенез при психотравмирующем опыте В сборнике: СПОСОБНОСТИ И МЕНТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН. – 2020. – С. 1527-1537