АННОТАЦИЯ
Из словаря русского языка (под. ред. Евгеньевой А.П.,1999) были отобраны все прилагательные и причастия, имеющие значение прилагательных (всего 15918) и напечатаны на листах в случайном порядке. Участникам исследования (44 студента: 23 ж и 21 м, от 17 до 28 лет, медиана 18) предлагалось отметить те прилагательные, которые не относятся к ощущениям, получаемым с помощью различных органов чувств. Каждый участник оценивал все 15918 прилагательных индивидуально в свободное время. На основе ответов участников 8302 прилагательных было отнесено к прилагательным без модальной отнесенности или незнакомым участникам (биноминальный m критерий, p=0,01). Оставшиеся 7616 прилагательных были предложены другой группе участников (131 студент: 83 ж и 36 м, от 17 до 36 лет, медиана =19) для определения модальной отнесённости каждого прилагательного. Модальная принадлежность каждого прилагательного определялась с помощью процедуры категоризации, проводимой на компьютере. На экране поочерёдно появлялись утверждения: «эту характеристику объекта я оцениваю на вкус» или «... зрительно», «... по запаху», «... на слух», «... на ощупь» Под каждым утверждением последовательно появлялись прилагательные. Участнику необходимо было дать ответ на каждое прилагательное, нажав клавишу «да» или «нет». Каждый участник оценивал 2538 прилагательных (по 507-508 прилагательных для каждого утверждения). Таким образом, решение о принадлежности каждого прилагательного к той или иной модальности принималось на основе ответов 9-12 участников. В данном исследовании не удалось показать строгое соответствие между количеством прилагательных, отнесённых к разным модальностям, и временем формирования модальностей в онтогенезе. Так, прилагательных, отнесённых к слуховой модальности, оказалось меньше, чем прилагательных, отнесённых к обонянию и вкусовой модальности, хотя слуховая модальность формируется на более поздних сроках внутриутробного развития человека. Полученное соотношение прилагательных, связанных с рано формируемыми модальностями, может быть объяснено культурным влиянием, однако данный вопрос требует дальнейшего исследования. В исследовании удалось показать, что число прилагательных, связанных с оценкой результатов наиболее дифференцированного поведения (основанного на преимущественном использовании зрения), достоверно превышает число прилагательных, связанных с оценкой результатов низкодифференцированного поведения (основанного на рано формирующихся органах чувств: слух, обоняние, вкусовая и тактильная чувствительность) (по критерию φ, ρ<0.01). Эти данные совпадают с результатами, полученными на материале английского, японского языков и ряда языков народов Африки: в этих языках также две трети или даже три четверти всех слов, описывающих сенсорные впечатления, относится к слуху и зрению, а оставшаяся меньшая часть слов распределена среди других чувств (Wilson, 1998, p. 152).
ЦИТАТА
Связь количества и модальной отнесенности прилагательных русского языка В книге: Поверх барьеров : человек, текст, общение. – 2006. – С. 130-133