АННОТАЦИЯ
На основе представления о развитии как нарастании дифференциации и сложности в соотношении индивида со средой и положения единой концепции сознания и эмоций о том, что эмоции преимущественно характеризуют низко дифференцированные уровни организации поведения, была сформулирована гипотеза о том, что дифференцированность поведения характеризуется количеством систем, обеспечивающих данное поведение, и соотношением высоко и низко дифференцированных систем, обеспечивающих данное поведение. Исследовалось поведение, которое формируется на последовательных этапах онтогенеза, поскольку предполагалось, что рано формируемое поведение в целом менее дифференцированно, чем поздно формируемое. Последовательность онтогенетического формирования поведения определялась по его связи с различными органами чувств, т. к. показано, что в постнатальном периоде поведение, основанное на обонятельно-вкусовом, тактильном, слуховом и зрительном «контактах» со средой, формируется последовательно [Gottlieb 1971; Lickliter, Bahrick 2000], а также по возрасту «понимания» прилагательных, описывающих характеристики, связанные с данными типами ощущений, т. е. по возрасту включения данных слов во взаимодействия индивида со средой. Участникам исследования предлагали представить, как они ощущают различные запахи, вкусы, слышат звуки, видят или трогают объекты, имеющие различные характеристики, и предлагали оценить, насколько приятным по шкале от –3 до +3 является представляемое взаимодействие со средой. Было обнаружено, что чем более дифференцировано поведение, тем больше систем необходимо актуализировать (что замедляет оценку поведения) и тем ниже доля низко дифференцированных систем в наборе систем, обеспечивающих данное поведение (что выражается в низкой интенсивности эмоциональных переживаний)
ЦИТАТА
Колбенева, М.Г. Органы чувств, язык и системная дифференциация в процессах индивидуального развития / М.Г. Колбенева, Ю.И. Александров. В сборнике: Дифференционно-интеграционная теория развития. – 2014. – С. 363-382