АННОТАЦИЯ
В настоящее время в психологическую науку в целом и историю психологии в том числе начинает проникать духовно нравственная проблематика; делаются попытки осмысления основ духовной психологии, ориентированной на изучение нравственно-духовного потенциала человека. В этой связи в обширном массиве не освоенного еще наукой материала выделяется особая тема историко-психологических исследований — духовно-нравственная традиция в отечественной психологии. Ее разработка продолжает прерванную после 1917 г. линию изучения особенностей религиозного сознания, закономерностей нравственного совершенствования личности, многовековой аскетической практики православного подвижничества в достижении святости. Опыт, накопленный на протяжении двух тысячелетий существования христианской культуры, содержит тонкие и интересные наблюдения и обобщения, отражающие глубинные структуры психической жизни человека. К сожалению, этот богатейший материал пока слабо известен академической психологии. Его освоение становится особенно важным в связи с теми процессами, которые происходят в современном российском обществе, когда особую актуальность приобретают задачи нравственного воспитания человека, без решения которых невозможны позитивные изменения ни в одной сфере жизни общества. И если учитывать, что христианский путь к святости означает прежде всего развитие в человеке добродетелей, имеющих ярко выраженную социальную ценность (таких, как любовь к людям, терпение, милосердие, сострадание, справедливость, взаимопомощь и т. д.), то становится очевидным, сколь значим этот опыт для нашего времени. Этим объясняется растущий интерес к данной проблематике, обоснование идеи включения духовно-религиозного опыта в систему научного познания в качестве ее полноправного объекта (см., напр., [5; 7; 9; 10; 20; 21а; 21б; 24]). Указанные тенденции свидетельствуют о необходимости поиска новой парадигмы психологической науки, выходящей за границы узкосциентистского подхода, что, в свою очередь, предполагает обращение к истокам нашей культуры, расширение проблемного поля психологии, ее категориального аппарата, источниковой базы. Важно осмыслить тот глубинный факт, что познание может осуществляться на разных уровнях психологического знания — обыденного, научно-академического, искусства, духовно-религиозного опыта. В данной работе делается попытка методологического рассмотрения и осмысления возможности и необходимости изучения святоотеческой религиозной традиции для решения проблем духовного развития личности и расширения понятийно-категориального аппарата истории психологии.
ЦИТАТА
Гостев, А.А. Святоотеческая мысль как источник историко-психологического анализа / А.А. Гостев, В.А. Елисев, В.А. Соснин. В сборнике: Современная психология: состояние и перспективы исследований. – 2002. – С. 39-66