Акустический язык эмоций в жизни и науке | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Акустический язык эмоций в жизни и науке

Морозов В.П.
Язык эмоций, мозг и компьютер.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике статей
ГОД 1989
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 38
АННОТАЦИЯ
Наиболее удобным, оптимальным с точки Зрения человека, было бы введение инфор-мации в ЭВМ не при помощи клавиатуры, а непосредственно с голоса, т. е. естественным речевым средством общения между людьми. Однако сегодня ЭВМ, как известно, не понимает речь человека в должной мере и с должной надежностью, и пользователю нужно прибегать к услугам целого штата «переводчиков» (программистов, операторов), осуществляющих ввод информации в ЭВМ на особом, понятном для ЭВМ языке, а также дешифрующих выданную машиной информацию. Создание машин 5-го поколения, надежно понимающих речь любого человека, а также говорящих машин, является глобальной задачей мировой науки, в решении которой значи-тельные успехи принадлежат Японии, США, Франции. Однако задача эта оказалась настолько трудной, что полностью ее решить пока что не удалось. Например, машина легко распознает речь одного человека или нескольких знакомых ей дикторов, но не желает распо-знавать незнакомых, понимает речь взрослых и не хочет понимать детей. Если же и удается расширить круг дикторов, то тут же приходится ограничивать объем словаря. Даже могучие современные ЭВМ не в состоянии пока что решить в полной мере такую детскую задачу, как письмо под диктовку. Пусть даже знакомый машине диктор будет читать знакомый ей текст, но простуженным голосом, или не очень внятно, или в шуме – машина его не поймет. Специалист по данной проблеме доктор технических наук М. Сулуквадзе, работающий в Институте систем управления Академии наук Грузинской ССР, считает, что «автоматиче-ское распознавание речи следует считать одной из наиболее сложных проблем технической кибернетики. Мы не уверены, что она будет полностью решена и через 50 лет, то есть к 2034 году. Под термином «полностью» подразумевается уровень восприятия и понимания речи человеком в реальных условиях его «речевого взаимодействия» с другими людьми». Причина столь упорного «нежелания» ЭВМ научиться в совершенстве понимать речь кроется в индивидуальных и эмоциональных особенностях речи людей, сильно искажающих ту фонетическую структуру стандартного речевого сигнала, на распознавание которого заранее настраивается машина. Так, известно, что речевая информация кодируется формантной структурой (частотой формант и их динамикой). Но частота особенно первых формант существенно зависит от частоты основного тона голоса: повышается при повыше-нии голоса и снижается при понижении основного тона речи. Изменения во времени основного тона голоса – это важнейшее средство эмоциональной выразительности (интонации голоса), и происходят они в связи с эмоциями в пределах до одной, полутора и даже двух октав (!), как это наблюдается при сильных эмоциональных возбуждениях. Это и приводит к сильнейшей д
ЦИТАТА
Морозов, В.П. Акустический язык эмоций в жизни и науке / В.П. Морозов. В сборнике: Язык эмоций, мозг и компьютер. – 1989. – С. 3-18
АВТОРЫ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2005 год

1997 год

2013 год

2020 год