АННОТАЦИЯ
Становление и развитие невербального поведения, сложность его проявления связаны с различными сторонами жизнедеятельности человека, а также влиянием культуры. Актуальность обращения к проблемам невербального поведения обусловлена тем, что, по мере возрастания объемов активной (письмо, диалогическая и монологическая речь) и пассивной (слушание, чтение) речевой деятельности, наблюдающегося в последние тридцать лет, увеличивается и значение невербальных средств общения, позволяющих быстро и эффективно выражать оттенки эмоциональных состояний и смысловые тонкости, с большим трудом передаваемые вербальными средствами. Психологией невербального поведения интересуются многие специалисты: имиджмейкеры, психотерапевты, организаторы разного рода социально-психологических тренингов, актеры и т. д. Как правило, все они задаются одним вопросом: как по поведению человека можно определять внутренние характеристики личности, распознавать и регулировать его различные состояния. В настоящее время основное внимание в исследованиях невербального поведения уделяется изучению взаимосвязи его характеристик с индивидуальными особенностями личности [3,4,8,9,13,16]. Одной из основных проблем психологии невербального поведения является проблема взаимосвязи невербального поведения человека с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности и группы. Предлагаемая методика разработана в рамках социально-перцептивного подхода к исследованию личности и группы. Она направлена, главным образом, на изучение значимости невербальных характеристик в процессе восприятия молодежью. Под значимостью невербальных характеристик подразумевается важность для воспринимающего составных элементов невербального поведения другого человека в процессе восприятия. Основной задачей методики является выявление структуры значимых невербальных характеристик, отражающей опыт взаимодействия индивида с другими людьми.
ЦИТАТА
Журавлев, А.Л. Методика оценки перцептивной значимости невербальных характеристик в молодежных группах / А.Л. Журавлев, О.И. Матюхина. В сборнике: Современная психология: состояние и перспективы исследований. – 2002. – С. 299-321