Книга представляет собой первое учебное пособие по психологии науки. В ней нашли отражение как события и факты, накопленные историей науки, так и результаты ее современного психологического исследования, а также методы управления коллективным творческим процессом. Рассмотрены такие ключевые проблемы этой новой области знания как механизмы научного мышления, закономерности коллективного творческого процесса, логико-психологические и социальные условия научных открытий, межличностные отношения ученых и др. Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех интересующихся тем, как возникает новое научное знание.
Проанализированы новые подходы к анализу природы общих познавательных способностей, предложенные В.Н. Дружининым: концепция когнитивного ресурса, модель интеллектуального диапазона и ситуационный подх...
В статье рассмотрены научные идеи Я. А. Пономарева, талантливого человека, выдающегося психолога и философа, блестящего экспериментатора и глубокого мыслителя, в области теории и методологии психологи...
Представлены результаты теоретического анализа проблемы совместного творчества в психологической науке. Выявлены причины переключения интереса специалистов от индивидуального к совместному творчеству,...
В соответствии с гипотезой Я.А. Пономарева, решение творческих задач проходит ряд последовательных стадий: от хорошо контролируемых и осознаваемых процессов оперирования на уровне алгоритмов до неосоз...