Личностный смысл взросления как фактор развития самосознания в детстве | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Личностный смысл взросления как фактор развития самосознания в детстве

Люблева Елизавета Юрьевна, Решетова Татьяна Яковлевна, Китова Джульетта Альбертовна, Викулов Александр Владимирович, Берулава М.Н.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ диссертация
ГОД 2012
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
Объект исследования: самосознание личности. Цель исследования: выявить содержательную зависимость между структурными компонентами самосознания (когнитивным, эмоционально-оценочным, поведенческим) и личностным смыслом взросления (с положительной, индифферентной, отрицательной модальностью) у детей 5-7 лет, разработать и апробировать программу развития самосознания детей старшего дошкольного возраста, в которой фактором развития выступает личностный смысл взросления с положительной модальностью.Методы исследования: теоретический анализ научных источников;методы математической статистики (Т-критерий Стъюдента для зависимых и независимых выборок), методики: "Самоописание" в интерпретации результатов исследования Е.В. Худобиной; проективная методика "Автопортрет" Р.Бернса; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амена; методика самооценки качеств личности Т.В. Дембо- С.Я.Рубинштейн, опросник для детей и родителей. Обработка результатов проводилась с использованием стандартного статистического пакета SPSS 11.0.05. Теоретические и практические результаты: получены новые эмпирические данные об онтогенезе самосознания (на начальных этапах его становления), о содержательных характеристиках структурных компонентов самосознания и личностного смысла взросления детей 5-7 летнего возраста. Установлено- структурные компоненты самосознания при нормальном интеллектуальном развитии, приобретают характер мотивирующего средства для овладения своим поведением. Выявлено- адаптивное поведение ребенка характеризуется эмоциональной децентрацией и пониманием моральной нормы. Апробация развивающей программы, показала возможность непрерывным и последовательным образом переходить на смыслообразующую основу развития самосознания личности в детстве.
ЦИТАТА
Личностный смысл взросления как фактор развития самосознания в детстве / Е.Ю. Люблева, Т.Я. Решетова, Д.А. Китова, А.В. Викулов, М.Н. Берулава диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, – 2012.
АВТОРЫ

Китова Джульетта Альбертовна

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

267
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН EMOTIONAL BACKGROUND
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год