АННОТАЦИЯ
Проводится библиометрический анализ трудов всероссийских дореволюционных съездов по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Анализируются социально-исторические, научно-организационные, личностные и логико-научные характеристики проводившихся научных мероприятий. Определяются показатели общего количества участников, их распределения по географической и профессиональной принадлежности, состава докладчиков (ядра сообщества на базе съездов), тематики сообщений (по частотным терминам и ключевым словам). Показано, что наибольшее количество присутствовавших было из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов губернского статуса. Выявлено преобладание среди участников представителей сферы образования (среднего, высшего, а также администраторов и студентов) и медицины (прежде всего, врачей из образовательных учреждений). В ядре научно-исследовательского сообщества на базе съездов больше всего было специалистов из научно-ориентированных областей (психологии, философии и медицины). Ведущей тематикой докладов было рассмотрение методологии и результатов экспериментальных исследований, анализ задач педагогической психологии, изучение психических процессов детей, обсуждение методов исследования, разработка психологических основ преподавания различных учебных дисциплин. На съездах по педагогической психологии больше обсуждались методологические вопросы, а на конференциях по экспериментальной педагогике - конкретные исследования, методические и организационные проблемы. Показано, что выявленные результаты имеют источниковедческую ценность: обнаружены географические центры разработки проблем педагогической психологии, а также малоизвестные персоналии, вклад в психологию которых недостаточно или совсем не описан. Сделан вывод о перспективности применения библиометрических методов для решения наиболее общих задач историко-психологических исследований.
ЦИТАТА
Стоюхина, Н.Ю. Труды Всероссийских дореволюционных психологических съездов как источники историко-психологического знания (по результатам библиометрического анализа) / Н.Ю. Стоюхина, А.А. Костригин // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2025. – Т. 10. – № 1 (37). – С. 171-208