АННОТАЦИЯ
Объект исследования. Психологическая система становления навыков чтения и правописания и ее этиология. Цель работы. Концептуализация этой психологической системы в русском языке и изучение индивидуальных различий в когнитивных процессах как условий становления этих навыков. Методы исследования. Теоретический анализ литературы, эмпирические методы (лонгитюдный и срезовый, психолингвистические задания, психометрические тесты, опросники, интервью и молекулярно-генетические методы), количественные и качественные методы обработки данных. Теоретические и практические результаты и их новизна. Впервые в отечественной психологии продемонстрирована не только возможность решения проблемы многоуровневой психологической регуляции становления и функционирования навыков чтения и правописания и поэтапной детерминации их развития, но и возможность создания необходимых для преодоления в учебной деятельности последствий влияния наследственных факторов, обусловливающих дизонтогенез этих навыков. Результаты могут быть использованы: при разработке и внедрении методов обучения навыкам чтения и письма, при оценке эффетивности методов обучения чтению и письму. Степень и эффективность внедрения. Результаты диссертационного исследования используются в курсах на факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Разработанные методики используются в школах Санкт-Петербурга и Москвы, в практической работе Министерства Образования и Науки Республики Бурятии, и научно-исследовательской деятельности Педиатрической Академии Санкт Петербурга и Северного Государственного Медицинского Университета. Область применения. При разработке и внедрении методов обучения навыкам чтения и письма и при оценке их эффетивности.
ЦИТАТА
Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками / Е.Л. Григоренко, Т.В. Ахутина, А.Н. Поддьяков, Г.А. Цукерман, Е.А. Климов диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Москва, – 2012.