Исследование посвящено изучению связи между различными когнитивными способностями, с одной стороны, и способностью использовать периферийную информацию в решении задач – с другой. В статье рассмотрены результаты основных работ по данному вопросу, представленные в рамках исследований когнитивной психологии. В настоящей работе проводится экспериментальная проверка предположения о различиях между испытуемыми с высоким и низким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей на этапах кодирования и последующего извлечения периферийной информации. Результаты эксперимента свидетельствуют об отсутствии влияния креативности на использование периферийной информации как на этапе ее кодирования, так и на этапе ее извлечения при решении задач. В то же время обнаружена значимая положительная связь между вербальным интеллектом и способностью эффективно использовать периферийную информацию в задачах на свободную генерацию слов. Полученные результаты исследования эмпирически подтверждают современные представления о двойственной природе вербального интеллекта как конструкта, оперирующего и логической, и интуитивной информацией для успешного решения различных типов задач.
ЦИТАТА
Гаврилова, Е.В. Использование периферийной информации в решении задач как функция интеллекта / Е.В. Гаврилова, Д.В. Ушаков. // Экспериментальная психология. – 2012. – Т. 5. – № 3. – С. 21-31
Настоящее исследование посвящено прояснению роли вербальных и невербальных способностей (интеллекта и креативности) в использовании подсказок в решении задач. Проверяется гипотеза модальной специфично...
В статье описывается исследование, посвященное эмпирической проверке двухфакторной модели соотношения предметных и эмоциональных способностей. Модель включает в себя два параметра: тип кодирования инф...
Статья посвящена рассмотрению научных представлений Я. А. Пономарева о психологическом механизме группового творчества и возможностей их использования в современной науке и практике. Пономарев предлож...
В статье описываются результаты исследований влияния непосредственного социального окружения человека на интеллект и креативность. Часть исследований относится к ситуации традиционного школьного образ...