Исследование посвящено изучению связи между различными когнитивными способностями, с одной стороны, и способностью использовать периферийную информацию в решении задач – с другой. В статье рассмотрены результаты основных работ по данному вопросу, представленные в рамках исследований когнитивной психологии. В настоящей работе проводится экспериментальная проверка предположения о различиях между испытуемыми с высоким и низким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей на этапах кодирования и последующего извлечения периферийной информации. Результаты эксперимента свидетельствуют об отсутствии влияния креативности на использование периферийной информации как на этапе ее кодирования, так и на этапе ее извлечения при решении задач. В то же время обнаружена значимая положительная связь между вербальным интеллектом и способностью эффективно использовать периферийную информацию в задачах на свободную генерацию слов. Полученные результаты исследования эмпирически подтверждают современные представления о двойственной природе вербального интеллекта как конструкта, оперирующего и логической, и интуитивной информацией для успешного решения различных типов задач.
ЦИТАТА
Гаврилова, Е.В. Использование периферийной информации в решении задач как функция интеллекта / Е.В. Гаврилова, Д.В. Ушаков. // Экспериментальная психология. – 2012. – Т. 5. – № 3. – С. 21-31
Настоящее исследование посвящено прояснению роли вербальных и невербальных способностей (интеллекта и креативности) в использовании подсказок в решении задач. Проверяется гипотеза модальной специфично...
Проблема соотношения внимания и креативности стала классической для психологии творчества, но ее эмпирическая проработка в дифференциально-психологическом плане не завершена. В данном исследовании выд...
Статья посвящена экспликации принципов изменения сложности заданий в тестах и исследовательских задачах. Необходимость варьирования сложностью связана с разработкой заданий заданной трудности. При это...
Проанализированы новые подходы к анализу природы общих познавательных способностей, предложенные В.Н. Дружининым: концепция когнитивного ресурса, модель интеллектуального диапазона и ситуационный подх...