АННОТАЦИЯ
Научно обоснованы, разработаны, апробированы и внедрены тренинговые программы, направленные на развитие личностной сферы подростков, в которых используются художественные формы самовыражения. Изучены условия развития у подростков качеств, структурирующих самоотношение, в тренингах, основанных на художественных формах самовыражения. Важным условием эффективного развития этих свойств является такое построение тренинга, при котором большинство основных упражнений направлено на их оптимизацию, а небольшое количество специальных техник предназначено для отработки межличностных взаимодействий и снижения негативных эмоциональных эффектов. Установлено, что художественные формы самовыражения и психотехнические приемы воздействуют на разные стороны (компоненты) самоотношения и личностные свойства. Тренинги развития самоотношения, основанные на использовании художественных форм самовыражения, снижают тревожность, внутреннюю конфликтность и самообвинение, повышают уверенность в себе. Тренинги развития самоотношения, в которых применяются психотехнические упражнения, способствуют снижению тревожности и напряженности, однако при этом у подростков наблюдается полное самопринятие, имеющее положительную окраску с оттенком некоторого самодовольства.
ЦИТАТА
Роль художественных форм самовыражения в развитии личностной сферы подростков / Ю.Е. Мужичкова, Н.А. Рождественская, А.Н. Поддьяков, И.В. Мельникова, Е.А. Климов диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, – 2008.