Научная новизна исследования. Продемонстрировано влияние предметно-информационного аспекта среды и аспекта межличностного взаимодействия. Разработана трехкомпонентная модель обогащенного образовательного пространства, позволяющая многопланово описать отдельное средовое событие в контексте его влияния на развитие когнитивных способностей. Компоненты среды рассматриваются в соответствии с внутренними психологическими условиями, которые опосредуют психологический эффект внешних воздействий на субъекта. Впервые поставлен вопрос о влиянии отдельных компонентов среды и на уровень, и на динамику развития когнитивных функций. Описаны средовые события положительной и отрицательной направленности на показатели умственного развития. Продемонстрировано явление неоднородности семейной среды в контексте влияния на показатели развития когнитивных функций. Выявлены предикторы – факторы средового воздействия отцов, объясняющие индивидуальные различия в показателях уровня и динамики развития когнитивных функций. Теоретическая значимость исследования. Результаты данного исследования позволяют уточнить представления о механизмах средовой детерминации развития креативности и интеллекта: конкретизирован причинно-следственный ряд между средовым явлением и когнитивным результатом. Выводы о влиянии среды на умственные способности детей являются отправной точкой для дальнейших исследований в области изучения фундаментальной проблемы психологии – проблемы детерминации психического развития.
ЦИТАТА
Влияние обогащенной среды на развитие интеллекта и креативности / М.В. Богомолова, Т.Н. Тихомирова, А.А. Гостев, О.Н. Сергачева, В.А. Барабанщиков диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, – 2008.
Цель исследования: теоретико–эмпирический анализ проблемы рефлексивных механизмов креативности личности. Объект исследования: механизмы креативности личности. Предмет исследования: рефлексивные механи...