АННОТАЦИЯ
Задачей работы было рассмотрение закономерностей научения и памяти с позиций системного подхода и сравнение этого взгляда с традиционным. Активность нейрона рассматривается не как реакция на синаптический приток, обеспечивающая проведение возбуждения, а как средство изменения соотношения со средой, "действие", которое обусловливает устранение рассогласования между "по-требностями" клетки и ее микросредой. В качестве нейронных механизмов научения и консолидации памяти рассматривается не формирование стойкого повышения эффективности синаптической передачи в цепях связанных нейронов, а системогенез, становление новых системных специализаций нейронов, которые не обязательно синаптически прямо связаны. Обсуждается роль процессов селекции, реконсолидационных модификаций ранее сформированной памяти, активации генов, нейрогенеза и апоптоза в системогенезе, развертывающемся как в нормальном, так и в патологическом состояниях. Индивидуальное развитие рассматривается как последовательность системогенезов. Обосновывается системная трактовка феномена долговременной потенциации. В заключение предлагается схема, в которой представлены варианты и этапы формирования памяти.
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Научение и память: традиционный и системный подходы / Ю.И. Александров // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2005. – Т. 55. – № 6. – С. 842-860