АННОТАЦИЯ
Оценка делового взаимодействия его участниками в ряде случаев не соответствует объективной эффективности взаимодействия. Негласные договоренности о снижении и изменении формальных правил в этих случаях обычно характеризуются удовлетворенностью участников взаимодействия и ущербом для организационной системы, на которую они работают. Этот эффект, в частности, наблюдается при реализации различных коррупционных механизмов. Таким образом, объективная эффективность и качество взаимодействия и субъективная оценка эффективности и качества взаимодействия могут существенно различаться. Психологический анализ управленческого взаимодействия предполагает совместное рассмотрение объективного и субъективного качества и эффективности взаимодействия. Если понятие эффективности взаимодействия существует в психологической литературе, то понятие субъективного качества взаимодействия психологами до сих пор не рассматривалось. Субъективное качество взаимодействия может быть рассмотрено на основе модели субъективного качества трудовой жизни, поскольку качество делового взаимодействия представляет собой один из элементов качества трудовой жизни. Критериями оценки качества трудовой жизни выступают рациональная и эмоциональная удовлетворенность трудовой жизнью, а также рациональная и эмоциональная неудовлетворенность трудовой жизнью. Соответствующие виды удовлетворенности и неудовлетворенности предлагается использовать в качестве оценочных критериев делового взаимодействия его участниками, Предлагается подход к построению типологии оценки качества управленческого взаимодействия на основе соотношения этих критериев. Теоретически возможны 16 сочетаний, определяющих типы субъективных оценок качества взаимодействия. На практике некоторые сочетания маловероятны и не наблюдаются. Для определения наблюдаемых на практике типов оценки управленческого взаимодействия было проведено эмпирическое исследование. Эмпирическая попытка содержательно определить и дать интерпретацию полученных теоретически типов осуществлена на основе исследования представлений исполнителя о руководителях, с которыми он работал, и особенностях взаимодействия с ними. Для этой цели использован метод персональных конструктов Дж. Келли. Обработка результатов методом иерархического кластерного анализа совместно с послеэкспериментальной беседой позволила выявить четыре типа качества управленческого взаимодействия: командное, «покупатель - продавец», стрессогенное и отвергаемое. Объективизация оценок качества взаимодействия может быть достигнута путем включения дополнительно в процесс оценки взаимодействия новых незаинтересованных субъектов, имеющих прямой и полный доступ к информации о взаимодействии.
ЦИТАТА
Рябов, В.Б. Теоретические и эмпирические основания типологии субъективного качества управленческого взаимодействия / В.Б. Рябов // Прикладная юридическая психология. – 2015. – № 4. – С. 85-94