Когнитивные и регуляторные механизмы продуктивной жизнедеятельности | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Когнитивные и регуляторные механизмы продуктивной жизнедеятельности

Волкова Елена Вениаминовна
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2018
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
За отчетный период в ходе проведенных исследований был получен целый ряд новых научных (теоретических, эмпирических и прикладных) результатов: I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1. Природа концепта мультипликативна:  он является социальным образованием, отражением социокультурной реальности, и индивидуальным образованием, включающем весь предыдущий, настоящий и будущий опыт человека;  он является идеальной моделью того или иного объекта, феномена, и в тоже время он материален, поскольку воспроизведен с определенной мерой приближения в специфическом классе нервно-мозговых процессов;  он является результатом механизмов дифференциации и интеграции;  он реализует двойственную функцию – функцию концептуализации происходящего и функцию регуляции поведения и деятельности. 2. Функциональные механизмы, обусловленные особенностью работы нервной системы, задают диапазон работы регуляторных механизмов и возможности коррекции операциональных механизмов. 3. Предложена четырехуровневая модель саморегуляции, включающая психофизиологический, социально-психологический, психологический и духовный уровень саморегуляции, который соотносится с высшими моральными принципами и основан на высших ценностях и смыслах бытия. 4. Систематизированы основные подходы к разработке типологии индивидуальных ментальных ресурсов. Выделено концептуальное основание типологии - вариации темпераментальных свойств человека, позволяющее приблизиться к решению проблемы выявления общего, специфического и индивидуального при изучении механизмов концептуализации и регуляции продуктивной жизнедеятельности. 5. Предложена пилотажная версия типологии многоуровневой организации индивидуальных ментальных (от темперамента, характера, интеллекта, когнитивных стилей до саморегуляции, копинг-стратегий, жизнестойкости, мотивации, личностного смысла и духовных способностей), основой которой выступают индивидуальные различия функциональных механизмов продуктивной жизнедеятельности (мера выраженности и особенности взаимодействия: со-направленное или разнонаправленное). II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Представлено описание внешнего и внутреннего проявления генерализации разноуровневых свойств индивидуальных ментальных ресурсов отражаемого в типовых особенностях жизнедеятельности человека, которые можно условно обозначить как «Человек ординарный», «Человек духовный», «Человек настроения» и «Человек деятельный». «Человек ординарный» (кластер 1) – психотичный, эмоционально нестабильный, с низким уровнем осмысленности жизни, духовности, ценности семьи и профессии, низким интеллектом. Он ни к чему не стремится (низкие показатели мотивации достижения и выбора профессиональной деятельности), но отличается высокой потребностью в общении (коммуникативная активность) и повышенной чувствительностью к любым критическим замечаниям. Он полагается на мнение других людей (полезависимость), предпочитая воспринимать мир в терминах ожидаемого, обычного (нетолерантность) и жестко следовать ранее намеченному плану несмотря ни на какие обстоятельства (ригидность). В трудных жизненных ситуациях он прибегают к копингам «общественные действия», «игнорирование», «разрядка» и «профессиональная помощь». «Человек духовный» (кластер 2) (мы не ставим знак равенства между конструктами духовность и религиозность, а рассматриваем данный тип индивидуальности как высший этап эволюционного развития Человека) отличается высоким уровнем жизнестойкости, осмысленности жизни, духовных способностей (морально-ценностное и ценностно-смысловое отношение к себе, другим, миру, проявляющееся в доброте, служении людям, позитивном взгляде на мир и самодисциплине). Сталкиваясь с трудной жизненной ситуацией, он нацелен на решение проблемы и продуктивную работу. «Человек духовный» - интроверт, отличается высоким интеллектом, эмоциональной стабильностью. Он добросердечен (мягкосердечие), сдержан, серьезно относится к принятию решений и любит порядок (интроверсия). Он опирается на свой внутренний опыт и легко противостоит влиянию других людей (поленезависимость), способен «ухватить» суть проблемы или явления (абстрактная концептуализация), открыт новому опыту (толерантность) и легко переключается с одной познавательной функции на другую (гибкость познавательного контроля). «Человек настроения» (кластер 3) – интровертированный, эмоционально не стабильный, тревожный, с колебанием настроения без видимых причин, сосредоточенный на мрачных и печальных сторонах собственной жизни. Для него характерна низкая активность, жизнестойкость, духовность и осмысленность жизни. Он не стремится к достижениям, но для него важна субъективная значимость профессиональной деятельности, семейные ценности, материальное благополучие и духовная удовлетворенность. При оценке происходящего он больше доверяет внешним, наглядным впечатлениям, чем собственному опыту, в случае жизненных трудностей прибегает к копингу «уход в себя» и самообвинение. «Человек деятельный» (кластер 4) – экстравертивный, общительный, инициативный, обладающий ровным настроением и умеющий прекрасно ладить с другими людьми. Он отличается высокой мотивацией достижения и доступности профессиональной деятельности, высоким уровнем осмысленности жизни, духовных способностей и жизнестойкости. Он обладает широким репертуаром стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями (искл. уход в себя). Он толерантен, обладает высокой чувствительностью к деталям, способен быстро переключаться с решения одной проблемы на другую и может достичь высокого социального статуса. 2. В рамках разработки концепта «Работа» собран значительный эмпирический материал, характеризующий ассоциативное поле 1100 россиян на указанное понятие. Общее количество ассоциативных реакций для концепта «Работа» составило 8741 прилагательное, частотный анализ которых позволил выявить 955 уникальных характеристик. Ядро концепта образуют такие когнитивные признаки, как интересная (555; 50%), ответственная (318; 29%) , сложная (274; 25%), любимая (252; 23%), трудная (252; 23%), высокооплачиваемая (200; 18%), тяжелая (182; 17%), увлекательная (165; 15%), легкая (165; 15%), умственная (143; 13%), хорошая (122; 11%), творческая (121; 10%), физическая (119; 10%), полезная (118; 10%). Проведенный категориальный анализ с привлечением экспертов позволил сгруппировать ассоциативные реакции на стимул «Работа» в 12 групп (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В описании интересной работы преобладают положительные характеристики связанные с интеллектуальной деятельностью: желанная, активная, познавательная, ежедневная, умственная, креативная, кропотливая, хорошая, любимая, высокооплачиваемая, увлекательная, ночная. Работа как приобретение определенного статуса (профессионального авторитета) рассматривается молодыми людьми с точки зрения качества выполнения работы и личностных качеств человека: ответственная, серьезная, трудолюбивая, утомительная, постоянная, усердная, быстрая, пунктуальная, важная, трудная (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). 3. Ассоциативное поле концепта «Семья» в сознании 1100 россиян составило 8793 ассоциативных реакций: уникальных характеристик – 779; ядро концепта образуют такие когнитивные признаки, как дружная (592; 53%), любимая (429; 39%), большая (423; 38%), крепкая (341; 31%), любящая (289; 26%), счастливая (259; 23%), заботливая (228; 21%), веселая (213; 19%), родная (196; 18%), хорошая (185; 17%), добрая (178; 16%), понимающая (168; 15%), полная (155; 14%), поддерживающая (152; 14%), многодетная (145; 13%), сплоченная (128; 12%), благополучная (123; 11%), теплая (123; 11%) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Категориальный анализ с привлечением экспертов позволил сгруппировать ассоциативные реакции на стимул «Семья» в 12 групп (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В описании «дружной» семьи преобладают описательные характеристики структуры семьи и ее функции: понимающая, хорошая счастливая, обеспеченная, полная, маленькая/ большая, крепкая, общительная. Любящая семья означает взаимопонимающая, большая, полная, дружная, заботливая, дружелюбная, надежная, верная (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). 4. Показано, что, несмотря на высокую ценность семьи, имплицитные представления о ней различаются у молодых людей с разной типологией индивидуальности и складываются на основании опробования способов семейного взаимодействия, предлагаемых культурой, в которой человек живет, и выбором тех из них, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям индивидуальности. 5. Сопоставление двух непересекающиеся групп с высокой ориентацией либо на семью, либо на профессию, выявило, что направленность на профессию связана с более высокой выносливостью, как в умственном, так и в физическом плане, сопряжена с высокой скоростью в разных видах двигательной активности; направленность на семью в большей степени связана с развитием эмоциональной сферы в различных ее проявлениях. 6. Нравственная и творческая сфера личности, моральные и творческие способности развиваются благодаря ситуации совместной продуктивной деятельности учителя и учеников через механизмы подражания, внушения и фасцинации, сотрудничества и соперничества, межличностные отношения и могут рассматриваться как эффект продуктивной жизнедеятельности в процессе обучения. Вместе с тем, будучи сформированными и проявляясь в самостоятельной индивидуальной жизнедеятельности учеников, они становятся предпосылками ее продуктивности. III. ПРИКЛАДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Апробирован на русскоязычной выборке опросник «Духовность личности» (Spiritual Personality Inventory, 2017; A. Husain and M. Anas). 2. Разработана структурированная анкеты объективной оценки продуктивности жизнедеятельности (Ожиганова Г.В.).
ЦИТАТА
Волкова, Е.В. Когнитивные и регуляторные механизмы продуктивной жизнедеятельности / Е.В. Волкова отчет по НИР № 18-18-00386 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Волкова Елена Вениаминовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

146
ИНТЕЛЛЕКТ ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ПСИХОЛОГИЯ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2018 год

2019 год

2020 год

2014 год