Проявления мотивационной направленности личности в окуломоторной активности | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Проявления мотивационной направленности личности в окуломоторной активности

Бессонова Юлия Владимировна
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования обусловлена проблемой ограниченности существующего инструментария для диагностики мотивов и ценностей личности, особенно относительно достоверности ответов респондента. Преодоление социальной желательности ответов вызывает необходимость повышения валидности и надежности психологического тестирования и поиска иных инструментальных средств диагностики. Одними из перспективных психофизиологических маркеров могут быть показатели окуломоторной активности. Совершенствование аппаратуры для регистрации движений глаз позволило в последние годы активно внедрить метод айтрекинга в психологические исследования, поскольку диагностика окуломоторной активности обладает рядом существенных преимуществ. Теоретическими основами возможности применения айтрекинга являются работы по проблеме value-driven attention и процессов селективности информации, а эмпирическими основами отбора информативных маркеров значимых стимулов может служить ряд полученных ранее данных, свидетельствующих о существенном влиянии на паттерны и показатели движений глаз субъективного отношения респондента к изображению. Практические решения применения айтрекинга для детекции лжи и обзор литературы по проблеме подтверждают валидность окуломоторных маркеров достоверных/недостоверных ответов (точность айтрекинг-детекции лжи сравнима с методом полиграфа и составляет, по разным оценкам от 86 до 95%), но чрезвычайно противоречивы в отношении самого набора окуломоторных маркеров лжи, так и их изменчивости при искажении информации. Целью исследования был поиск комплекса окуломоторных проявлений, позволяющих выявить значимый стимул среди прочих даже при стремлении респондента скрыть его истинную значимость. Выявлен устойчивый комплекс окуломоторных маркеров, достоверно отличающий внимание к стимулам, имеющих субъективную значимость, от внимания к стимулам, выделенным с помощью композиционных приемов, и нейтральным стимулам – этот комплекс включает последовательность рассматривания, временные показатели фиксаций (суммарное время рассматривания, длительность первой фиксации, усредненная длительность фиксации) и скоростные характеристики саккад. Определены их параметры вариативности и выявлены пороговые значения, позволяющие принять решение о дифференциации внимания к стимулу, имеющему субъективную значимость. Проведен дифференциальный анализ влияния на показатели окуломоторной активности мотивационной направленности (проявляемой во внимании к значимому стимулу) и динамики функционального состоянии испытуемых (проявляемой в снижении работоспособности и развитии утомления). Работоспособность и утомление оценивалось с помощью объективных показателей (теппинг-тест в течение 1 мин. до и после эксперимента, регистрация показателей КГР и ЧСС до, во время и после эксперимента) и субъективных показателей функционального состояния (методика САН до и после эксперимента). Показано отсутствие существенного влияния на снижение работоспособности у большинства испытуемых (103 чел.). Сравнительный анализ правдивых и ложных ответов в условиях вариации количества стимулов (2 или 4 вариантов ответа), типа стимулов (графического или текстового), эмоциональной окраски стимулов (позитивной, нейтральной, негативной) и типа искажения информации (случайного ответа, социально желательного ответа, утаивание) позволил выявить универсальные и специфичные окуломоторные маркеры ложного ответа. Вне зависимости от стимульного материала или типа искажения информации выявлен сходный комплекс взаимосвязанных универсальных окуломоторных маркеров – суммарного времени сосредоточения внимания и суммарной длительностью фиксаций. Установлены специфичные окуломоторные маркеры ложного ответа, обладающие большей дискриминативностью, но и более требовательные к стимульному материалу, а также выявлены маркеры различных видов лжи. Получены данные о преимуществе дихотомичного предъявления стимулов, их негативной валентности для повышение эффективности детекции лжи. Случайный выбор ложных ответов сопровождается преобладанием амбьентного внимания (удлинение общей траектории взора, количества возвратов, большей амплитуде саккад и их скорости, расширением зрачка) и ускорением моторного ответа как разрешения дополнительной когнитивной нагрузки; выбираемый ответ не соответствует выделенным ранее маркерам значимости стимулов, он выбирается спонтанно. Активная ложь отличается резким снижением количества морганий и сужением зрачка, для детекции активной лжи важными критериями становятся не только количественные, но и временные и скоростные показатели. Социально желательный ответ отличается преобладанием фокального внимания, повышением количества и длительности фиксаций на стимуле, ростом количественных и снижением скоростных показателей саккад, что отражает включение рассматриваемого стимула в канву ложного вербального ответа и присвоение ему некоей важности. Утаивание отличается еще более резким снижением времени рассматривания, количества фиксаций, снижением как количественных, так и скоростных показателей саккад и ростом количества возвратов. Выбор ложного ответа, особенно при количестве альтернатив более двух, отражает процесс решения дополнительной мыслительной задачи. Выявлены пороговые значения, достоверно отличающие окуломоторные показатели внимания при выборе правдивого и ложного ответов, составлены и апробированы уравнения множественной регрессии. Выявлены общие и специфичные особенности вербализации при правдивом ответе и при разных типах искажения информации. Инструкции, провоцирующие искажение ответов, вызывают общие изменения речевой активности: увеличение латентности вербализации, количества повторов, латентности между рассматриванием элемента картинки и включением его в рассказ, количества ошибочных выборов при попытке сокрытия информации, ускорение моторного ответа, преобладание моторной реакции над вербальной. Общей особенностью искажения информации является относительная стандартность фабулы рассказа (сужение перечня типичных сюжетов). Инструкция, провоцирующая сокрытие информации при ответе, способствовали уменьшению речевой продукции, но не вели к уменьшению количества фиксаций на избегаемом стимуле. Особенностью утаивания являлось повышение доли описательных рассказов, уход от фиксаций на лицах персонажей. Специфические особенности в случае утаивания информации проявлялись в преобладании моторной реакции над вербальной, сокращение длительности рассказа; при сокрытии позитивной информации уменьшалась латентность вербализации при неизменной скорости нажатия клавиши мыши, а при сокрытии негативной информации латентность вербализации увеличивается, зато сокращается время клика мышью по выбранному неискреннему ответу. При инструкции, провоцирующей социальную желательность рассказа, наоборот, происходило удлинение рассказов, увеличение вербальной продукции; особенностями социально желательного рассказа являлись «отрыв от контекста», проявление личного отношения, фантазирование по поводу мотивации персонажей. Выявлены также гендерные различия в проявлении вербальной активности. Обнаружена взаимосвязь ведущих мотивов личности и паттернов взора: выбор стимульной картинки и частота употребления слов в рассказе находился в прямой корреляции с актуальными мотивами личности. Анализ траектории взора несет информацию о субъективно значимых областях стимульного поля: отражение в проективном рассказе значимых для личности побуждений сопровождалось повышением показателей фокального внимания (снижением амплитуды саккад, повышением количества фиксаций, сужением зрачка и пр.) вне зависимости от рассматриваемого визуального стимула. Выявлены 3 типа паттернов рассматривания: с преобладанием фиксаций по центру слайда («центрированный»); с фиксациями на стимулах, рассматриваемых в определенном порядке («равномерно распределенный»); с фиксацией на стимулах, рассматриваемых хаотично («неравномерно распределенный»). Установлены закономерности изменения паттернов, характерные для искажения информации при ответе. Разработано специальное программное обеспечение, позволяющее в соответствии с выделенным комплексом маркеров выявить зоны внимания к значимым стимулам и оценить их соответствие критериям правдивого ответа. Программа позволяет получить два типа ответов – выбранных самим респондентов с помощью клика мыши и областей повышенного внимания. Корреляция их указывает на достоверность ответа, а расхождение свидетельствует о высокой вероятности искажения информации. Проведена апробация комплекса окуломоторных маркеров субъективной значимости стимула и маркеров детекции искажения информации при оценке направленности личности с помощью модифицированного варианта методики «12 факторов мотивации» П.Мартина и Ш.Ричи (1999). Достоверность результатов и конкурентная валидность проверена путем сравнения результатов с выбираемыми респондентом ответами и бланковым вариантом методики «МОСТ» (А.Г.Шмелев с соавт., 2009). При высокой согласованности результатов в целом обнаружены достоверные отличия по ряду мотивов, специфичных для профессиональной и студенческой выборок. Установлено, что показатели окуломоторики позволяют преодолевать искажение результатов при психологическом тестировании и повышают надежность измерений. Подготовлены методические рекомендации к проведению айтрекинг-исследования мотивации, включающие требования к стимульному материалу и способу его предъявления, а также к техническим параметрам айтрекинга как инструмента психологических измерений. Проект реализован в полном объеме. Результаты работы над проектом представлены в 14 публикациях: раздел в коллективной монографии, 9 научных статей, 4 тезисов. Результаты исследования доложены в виде 11 докладов на международных конференциях. Полученные результаты могут использоваться практическими психологами для повышения достоверности психологического тестирования, особенно применительно к диагностике мотивации личности, с целью детекции правдивых/ложных ответов при отборе и обучении персонала, а также при проведении судебно-психологической экспертизы.
ЦИТАТА
Бессонова, Ю.В. Проявления мотивационной направленности личности в окуломоторной активности / Ю.В. Бессонова отчет по НИР № 15-06-10675 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Бессонова Юлия Владимировна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

131
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2019 год

2009 год

2017 год