АННОТАЦИЯ
Научное исследование посвящено решению одной из актуальных проблем психологии труда - выявлению профессионально важных качеств и критериев профессиональной пригодности субъектов труда, занятых в такой социально-значимой и требующей высокой степени ответственности сфере деятельности как воспитание и уход за детьми, оставшимися без попечения взрослых. Рассмотрена профессиональная специфика новой социономической профессии «социальный воспитатель» (замещающий родитель). Проанализированы и систематизированы профессиональные, социально-психологические и личностные детерминанты, способствующие благополучию профессиональных приемных семей и определяющие эффективность трудовой деятельности замещающих родителей. На основе результатов исследования дано описание социально-психологических переменных, определяющих «зоны риска» и выступающих предикторами неблагополучия и дезинтеграции ребенка в приемной семье, учет которых необходим при формировании замещающих семей и отборе кандидатов в «социальные воспитатели». В ходе выполнения научного проекта проведено эмпирическое исследование с использованием комплекса психологических методик, направленных на диагностику индивидуально-личностных особенностей социальных воспитателей. В диагностический комплекс вошли методики, направленные на выявление негативных качеств (агрессии, тревожности, акцентуаций и др.), а также методики, диагностирующие уровень развития некоторых личностных характеристик, способных оказать позитивное влияние на организацию жизнедеятельности и обеспечение благополучия приемной семьи. В исследовании приняли участие следующие группы респондентов: 1. группа «социальные воспитатели» - семейные пары, являющиеся профессиональными приемными родителями (n=102); 2. группа «обычные родители» (n=76); 3. группа «фельдшера скорой медицинской помощи» - представители социономической профессии помогающего типа ( n=72). На основе результатов проведенного научного исследования разработана концептуальная модель, позволяющая охарактеризовать специфику взаимосвязей между основными социально-психологическими переменными, отражающими «субъект-объект-субъектные» отношения, профессионально значимые для деятельности специалиста «социальный воспитатель». Данная модель представлена в виде схемы структурной организации компонентов успешности профессиональной деятельности социальных воспитателей, расположенных как в пространстве внутрисемейных взаимоотношений, так и в пространстве взаимодействия с социумом. Характер данного взаимодействия определяется совокупностью ресурсов семьи, обозначенных на схеме в качестве отдельных блоков. Успешность профессионального приемного родительства оценивается с одной стороны, на основе критериев успешности и благополучия обычной среднестатистической семьи. С другой – на основе критериев, определяемых «заказчиком» (в данном случае – государством), обозначившим развитие и воспитание приемных детей, обеспечение их физического и психологического благополучия, успешность социализации в обществе на каждом из этапов роста ребенка и формирование навыков дальнейшей самостоятельной жизни ребенка в социуме, основной целью трудовой деятельности социальных воспитателей. Приемная семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая сложную структуру, все члены которой тесно связаны через общность быта, личные и социальные взаимоотношения, предполагающие взаимную ответственность и взаимопомощь. Специфика работы приемного родителя-профессионала заключается в том, что помимо необходимых профессионально важных навыков и качеств инструментом деятельности является его личность. Важная роль в обеспечении устойчивости и благополучия профессиональной приемной семьи принадлежит особенностям профессионального менталитета социальных воспитателей. Формирование профессионализма приемных родителей должно включать формирование таких составляющих профессионального менталитета как педагогические и психологические знания, лежащие в основе помогающего поведения, а также формирование «образа Я профессионала» у приемного родителя, формирование профессиональной идентичности и осознаваемых профессиональных установок. Профессиональная деятельность приемных родителей осуществляется как в пространстве внутрисемейных взаимоотношений, так и в пространстве взаимоотношений с социумом. Успешность данного взаимодействия определяется имеющимися у семьи внутренними ресурсами, в составе которых можно выделить такие блоки как мотивация, ценностные ориентации приемных родителей; социально-демографический и психофизиологический (медицинский) статус членов приемной семьи; профессионально-родительская компетентность; коммуникативная компетентность; личностные характеристики; особенности семейного взаимодействия и др. С целью профилактики вторичного возврата детей в сиротские учреждения были подготовлены методические рекомендации в форме проекта программы курса повышения квалификации приемных родителей по теме «Приемная семья как форма оказания помощи ребенку в воспитании и социализации».
ЦИТАТА
Алдашева, А.А. Замещающий родитель как особый вид профессиональной деятельности: разработка концептуальной модели и исследование детерминант успешности замещающих родителей / А.А. Алдашева отчет по НИР № 15-06-10508 (Российский гуманитарный научный фонд)