Статья представляет обзор зарубежных исследований последнего десятилетия, посвященный взаимосвязи управляющих функций (УФ) и творческих способностей в дифференциально-психологической перспективе. Рассмотрены такие УФ как обновление, торможение, переключение. Ключевые исследовательские вопросы здесь касаются непосредственного вклада УФ в творческие способности, а также их опосредующей роли во взаимосвязи творческих способностей и интеллекта. Центральное место отведено исследованиям, выполненным с применением метода моделирования структурными уравнениями. Раскрываются следующие темы: 1) соотношение УФ и дивергентной продуктивности (на взрослых популяциях); 2) соотношение УФ и конвергентной продуктивности (на материале малых творческих (инсайтных) задач и задач на отдаленное ассоциирование - на взрослых популяциях); а также 3) специфика соотношения УФ и творческих способностей в детском и подростковом возрасте. Рассматриваются теоретические контексты обсуждения полученных результатов для дивергентной и конвергентной продуктивности. Обозначаются методические проблемы в измерении УФ и творческих способностей. Подчеркивается прикладное значение описываемых результатов.
ЦИТАТА
Белова, С.С. Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований / С.С. Белова // Современная зарубежная психология. – 2021. – Т. 10. – № 4. – С. 44-54
Проанализированы новые подходы к анализу природы общих познавательных способностей, предложенные В.Н. Дружининым: концепция когнитивного ресурса, модель интеллектуального диапазона и ситуационный подх...
Статья посвящена эмпирическому исследованию дискурсивных способностей в структуре познавательных способностей. В ходе проведенного многомерного структурного корреляционного исследования изучается взаи...
Обосновывается неправомерность противопоставления интеллекта и творчества. Появление новых идей связано с особенностями индивидуального понятийного опыта, единицей которого являются концептуальные стр...
Статья посвящена экспликации принципов изменения сложности заданий в тестах и исследовательских задачах. Необходимость варьирования сложностью связана с разработкой заданий заданной трудности. При это...