Ценностно-смысловой аспект выбора возможных Я у студентов: пилотажное исследование | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Ценностно-смысловой аспект выбора возможных Я у студентов: пилотажное исследование

Баранова Александра Валерьевна, Мустафина Лилия Шаукатовна
Герценовские чтения: психологические исследования в образовании
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Образовательная среда может пониматься как система возможностей будущей реализации личности. Ее специфика определяется не только параметрами социальной ситуации, но также содержанием обучения, традициями взаимодействия его участников. Находясь в подобной среде, личность принимает смыслы и ценностные установки, характерные для нее и несущие культурный контекст, способствующий дальнейшему личностному формированию и развитию. Ценности выступают здесь как детерминанты, лежащие в основе выбора жизненного пути и регуляции поведения по мере его реализации. Особенно данное положение актуально для вузовского образования, так как оно ориентировано на формирование определенного типа специалиста, в общественном сознании которому приписываются некоторые устойчивые качества, личностные характеристики, потенциальные возможности. В зарубежных исследованиях показано, что значимое влияние на выбор профессии и дальнейшее развитие в ней оказывает ролевая модель, соответствующая той или иной специальности, несущая в себе социальные представления о представителе данной профессии, что указывает на комплексную взаимосвязь профессионально ориентации личности и разделяемых социальных ценностей. Предвосхищаемый результат профессионального вузовского образования, таким образом, уже заключает в себе определенные параметры будущей идентичности, которые могут как приниматься, так и отвергаться личностью. Предполагается, что исследование параметров данных возможных идентичностей на различных этапах вузовского обучения позволит проследить динамику адаптации к выбранной профессии, а также определить общие характерные черты будущей идентичности в представлениях обучающихся. В статье представлены результаты проведенного пилотажного исследования ценностно-смыслового аспекта выбора возможных Я будущих врачей общей практики. В исследовании приняли участие студенты 2 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России (n=50). Приводятся данные, полученные при использовании методики «Возможные Я» (адаптация протокола интервью «Возможные Я» (Frazier, Hooker 2006)), опросника «Ценностные ориентации» М. Рокича. Анализируются представления о желаемых и избегаемых возможных идентичностях будущих врачей, а также содержание ценностно-смысловой сферы студентов данного направления.
ЦИТАТА
Баранова, А.В. Ценностно-смысловой аспект выбора возможных Я у студентов: пилотажное исследование / А.В. Баранова, Л.Ш. Мустафина // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2021. – № 4. – С. 59-66
АВТОРЫ

Мустафина Лилия Шаукатовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

86
СОВЕСТЬ CONSCIENCE СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2012 год

2017 год

2016 год

2016 год