Статья посвящена разработке методических средств оценки когнитивного ресурса. Описаны основные подходы к изучению психологических ресурсов человека, при этом дифференцирован подход к изучению когнитивного ресурса как «протоспособности» когнитивной сферы - общего основания интеллекта в самом широком его понимании. Определены условия эмпирической верификации когнитивного ресурса. Рассматривая «когнитивный ресурс» как мощность множества связанных когнитивных элементов, активно используемых в процессе реконструкции ментальной модели проблемной ситуации, предложен подход к его оценке по результатам тестирования познавательных способностей во все более усложняющихся условиях. Для эмпирического исследования феноменов когнитивного ресурса разработана онлайн платформа, позволяющая настраивать параметры предъявления «элементов проблемного поля» и проводить экспертную оценку визуализации стимульного материала. В ходе исследования проведена экспертная оценка усложняющих ситуацию эффектов по специально разработанным шкалам. Статистическая обработка полученных данных позволила выявить имплицитную структуру представлений экспертов о влиянии ситуации на когнитивный ресурс. Она базируется на 2 факторах: когнитивная нагрузка и встречная активность для прояснения проблемной ситуации. При этом разработанные онлайн эффекты усложнения проблемной ситуации группируются в 3 кластера: простые, сложные и требующие активный действий. Определен вклад каждого из 19 эффектов усложнения ситуации в нагрузку на когнитивный ресурс.
ЦИТАТА
Воронин, А.Н. Экспертная оценка ситуационных факторов, повышающих нагрузку на когнитивный ресурс при решении познавательных задач / А.Н. Воронин, Н.Б. Горюнова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2021. – Т. 10. – № 3-1. – С. 5-17
В статье раскрываются основные положения концепции совместной интеллектуальной деятельности, вводится понятие когнитивного ресурса человека, определяющего эффективность познавательной деятельности, и ...
Статья посвящена оценке надежности онлайн-методики диагностики когнитивного ресурса, определяемого, как множество связанных когнитивных элементов, обеспечивающих активное создание ментальных моделей р...
Кратко изложена научная биография В.Н. Дружинина и его вклад в психологию способностей и интеллекта, общую и когнитивную психологию, психодиагностику и психологию семьи. Выделены ключевые идеи его нау...
Проанализированы новые подходы к анализу природы общих познавательных способностей, предложенные В.Н. Дружининым: концепция когнитивного ресурса, модель интеллектуального диапазона и ситуационный подх...