В статье изучаются возможности количественной оценки элементов семантического состава слова. В качестве исходных данных используются материалы словаря ассоциативных реакций школьников 7-18 лет (Гольдин и др., 2011). Анализируются ассоциативные поля десяти стимульных слов, пять из которых имеют позитивную коннотацию, а пять - негативную. В ассоциативном поле каждого слова-стимула прослеживаются различные стороны семантического состава слова: знание о мире, о языке, аффективные коннотации слова. На основе частотности использования семантических элементов слова оценивалась статистическая значимость различий между позитивами и негативами и между возрастными группами. Выявлены статистически достоверные различия по ряду показателей. Позитивные стимулы значимо чаще вызывали реакцию отказа и значимо реже - синонимическую реакцию. С возрастом снижается доля отказов, частотность ассоциаций, являющихся грамматическими модификациями стимульных слов и частотность «созвучных» ассоциаций; увеличивается частотность синонимических ассоциаций. Рассмотрена возрастная динамика данных четырех показателей по каждому стимульному слову.
ЦИТАТА
Григорьев, А.А. Применение количественного анализа для исследованиясемантического компонента слова / А.А. Григорьев, Т.Н. Ушакова. // Экспериментальная психология. – 2017. – Т. 10. – № 3. – С. 16-32
Статья посвящена количественной модификации пробы на реципрокную координацию рук. Данная проба впервые была описана в начале XX в. психиатром Н.И. Озерецким, в работах которого эта проба называется те...
No doubt that the identification of predisposition toward certain types of activities becomes essential, which will allow using additional educational technologies as early as possible, thereby contri...
Восприятие совести оказывает определенное влияние на нравственную направленность человека и социума. Изучение восприятия совести способствует выявлению зрелости/незрелости нравственных убеждений и поз...
Актуальность. В отечественной нейропсихологии отсутствует стандартизированный комплекс методик для количественной оценки развития высших психических функций (ВПФ) с дошкольного по старший школьный воз...