Рассматривается один из аспектов актуальной в свете требований ФГОС второго поколения темы формирования социальной компетентности старших подростков. Авторы предполагали, что особенности аргументирования и принятия решения старшими подростками в социальных задачах-дилеммах связаны с уровнем их интеллектуальных способностей и имеют половую специфику. Предметом исследования стала взаимосвязь интеллектуальных способностей учащихся 9-10 классов (N=115, 65% - девушки, 35% - юноши) и проявляемой ими активности и критичности аргументации, категоричности позиции в решении социальных задач-дилемм. Выявлено, что вербальный интеллект старших подростков положительно связан с критичностью аргументации. Обнаружена половая специфика взаимосвязи вербального интел- лекта с активностью аргументации и категоричностью позиции в социальных задачах-дилеммах. Девушкам с высоким вербальным интеллектом свойственна высокая активность аргументации и низкая категоричность занимаемой позиции; юношам - высокая категоричность позиции. Сделан вывод, что вербальные интеллектуальные способности выступают когнитивной основой процессов социального познания старших подростков.
ЦИТАТА
Белова, С.С. Особенности решения социальных задач-дилемм старшими подростками с разным уровнем интеллектуальных способностей / С.С. Белова, О.М. Смирнова. // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 2. – С. 43-54
В статье представлены обзор зарубежной литературы по проблеме соотношения общего и социального интеллекта, а также - в качестве эмпирической иллюстрации - результаты корреляционного исследования, в ко...
В работе дается краткий очерк современных представлений об уверенности в сенсорных и когнитивных решениях, а также об уверенности в себе. Представлен ряд теоретических и экспериментальных результатов ...
В статье предпринята попытка связать понятия когнитивный ресурс и когнитивная пластичность, объяснив функциональную избыточность когнитивного ресурса особенностями когнитивной пластичности. В статье п...
Статья посвящена малоизученной проблеме параметров сложности отдельных заданий теста. Многозначность и недостаточная определенность понятия “сложность” задания приводит к смешению разнородных проблем ...