Взаимосвязь изменений когнитивного компонента образа "Я" в ролевых играх с личностными характеристиками молодежи | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Взаимосвязь изменений когнитивного компонента образа "Я" в ролевых играх с личностными характеристиками молодежи PDF

Олькина Оксана Игоревна, Савченко Татьяна Николаевна
Прикладная юридическая психология ВАК IF 0,523
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2015
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В статье описываются результаты исследования характера изменений когнитивного компонента образа «Я» в ситуационно-ролевых играх, а также взаимосвязь данных изменений с личностными характеристиками молодежи. Зафиксировано наличие значимых различий образа «Я» по параметрам оценки и силы до и после проведения ролевой игры. Ролевая игра рассматривается в качестве занятия с неформальной группой. В данном исследовании приняли участие две группы респондентов: подростки - участники детской программы «Книга Героев»; юноши и девушки - студенты психологического факультета МосГУ, принимавшие участие в ситуационно-ролевых играх «Яхта» и «Пересадочная станция». Проанализированы изменения в когнитивном компоненте образа «Я», проведена их интерпретация. Зафиксировано наличие отрицательных изменений по фактору «оценки»: в целом у игроков снижаются уровень самоуважения и склонность оценивать себя как носителя социально желательных характеристик. Кроме того, отмечены изменения образа «Я» по параметру оценки. Игроки после игры оценивают себя как «неискренних», «черствых», «несправедливых». При этом изменения по параметру силы происходят в сторону повышения, отмечается сдвиг в таких характеристиках, как «решительный», «сильный», «независимый», «самостоятельный», а также «напряженный». Следовательно, изменения образа «Я» в ситуационно-ролевой игре нельзя охарактеризовать как исключительно положительные. Можно предположить, что у людей, склонных к самобичеванию, чувствительных к реакциям окружающих, боязливых сила будет повышаться в том случае, когда роль для них ресурсна и они чувствуют совпадение своего образа «Я» с характеристиками своего персонажа. Это повысит их уверенность в собственных силах и возможность влиять на исход событий. Данным изменениям когнитивного компонента образа «Я» сопутствуют такие личностные черты, как «чувствительность» и «тревожность» игроков. Остается открытым вопрос безопасности ролевого движения, поэтому предметом дальнейших психологических исследований феномена ролевой игры должна стать проблема обеспечения безопасности и сохранности личности, принимающей участие в ролевых играх.
ЦИТАТА
Олькина, О.И. Взаимосвязь изменений когнитивного компонента образа "Я" в ролевых играх с личностными характеристиками молодежи / О.И. Олькина, Т.Н. Савченко. // Прикладная юридическая психология. – 2015. – № 2. – С. 160-170
АВТОРЫ

Савченко Татьяна Николаевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

154
СУБЪЕКТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ SUBJECTIVE QUALITY OF LIFE УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год

2017 год

2016 год

2014 год