Статья посвящена результатам исследования роли комплексного взаимодействия различных источников информации о человеке в формировании целостного, «полимодального» представления о его психологических особенностях, а именно роли выражения лица человека и его голоса. Показано разнообразие междисциплинарных направлений исследований восприятия лица и голоса человека и вместе с тем подчеркивается актуальность изучения проблемы взаимосвязи восприятия голоса человека и выражения его лица в процессе формирования первого впечатления о нем. Для реализации эмпирического исследования был разработан авторский стимульный материал, представляющий собой набор фотоизображений лиц и аудиозаписей голосов мужчин и женщин. Подтверждена гипотеза, что простое суммирование источников информации (визуальной и аудиальной) о другом человеке не может обеспечить повышение адекватности межличностного восприятия. Более того, адекватность восприятия ряда психологических особенностей напрямую связана с видом предъявления и конкретным источником информации (выражение лица/голос).
ЦИТАТА
Демидов, А.А. Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и голосу / А.А. Демидов, К.И. Ананьева, Н.А. Выскочил. // Экспериментальная психология. – 2014. – Т. 7. – № 1. – С. 56-70
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению особенностей оценивания индивидуально-психологических характеристик представителей европеоидной и монголоидной расовых групп. Резул...
В работе представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение закономерностей оценки индивидуально-психологических особенностей человека в ситуации изолированного и комбинированного в...
Рассматривается проблема изучения роли высших социальных эмоций, в частности, чувств стыда и гордости, в поведении потребителей. Утверждается, что в рамках методологии деятельностного подхода данная п...
В данной статье рассмотрена проблема межличностного восприятия и понимания человека в современной психологической науке, а также роль первого впечатления, формируемого в процессе визуального восприяти...