Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения

Толочек Владимир Алексеевич, Тимашкова Надежда Анатольевна, Денисова Вероника Геннадьевна
Вестник Московского университета. Серия 14: Психология ВАК IF 1,116 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2014
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 46
АННОТАЦИЯ
Задачи исследования: 1) Анализ динамики профессионального становления субъекта (ПСС) как эволюции/инволюции в аспектах профессионального развития, профессиональных деструкций и профессионального выгорания. 2) Выделение интрасубъектных ресурсов и внесубъектных, сопряженных с динамикой ПСС. Гипотезы: 1) Профессиональные деструкции и профессиональное выгорание более выражены у учителей, чем у других представителей социономических профессий (воспитателей). 2) Детерминантами деструкций и выгорания выступают дефициты в актуализации интра- и внесубъектных ресурсов. 3) Деструктивные процессы у субъектов возрастают с 35-45 лет. 4) Начальные фазы деструкций и выгорания адекватно рефлексируются субъектами. Выборка: 1) учителя средних школ - 51 женщина в возрасте от 28 до 65 лет (М=46.2; SD=8.6) со стажем работы от 7 до 42 лет (М=23.9; SD=9.1); 2) воспитатели детских дошкольных учреждений - 34 женщины в возрасте от 29 до 65 лет (М=46.4; SD=10.4) со стажем работы от 2 до 43 лет (М=24.1; SD=10.3). Метод - квазиизмерения. Основные выводы. Динамику ПСС учителей можно характеризовать как неоптимальную; использование ресурсов - как ограниченное, фрагментарное, частичное; динамику ПСС воспитателей - как оптимальную; использование ресурсов - как более эффективное, фрагментарное, частичное. Неполнота использования ресурсов, их рассогласованность с ПСС сопряжены с нарастанием деструктивных процессов с 35-45 лет и усилением на рубеже 55 лет, с формированием профессионального аутсайдерства, либо типа специалистов, поддерживающих профессионализм ценой психофизиологического перенапряжения. Учителя более подвержены профессиональным деструкциям и профессиональному выгоранию, чем воспитатели. Первые стадии выгорания и деструкций ими адекватно рефлексируются.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения / В.А. Толочек, Н.А. Тимашкова, В.Г. Денисова. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2014. – № 1. – С. 16-32
АВТОРЫ

Толочек Владимир Алексеевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

372
СУБЪЕКТ РЕСУРСЫ SUBJECT
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2009 год

2012 год

2013 год

2017 год