АННОТАЦИЯ
Исследуется содержание и роль концептуальной модели и умственных навыков в обеспечении продуктивности компьютерного обучения операторов сложных технических систем. Обосновывается связь концептуальной модели со структурными знаниями о системе. Предлагается методика направленного формирования умственных навыков при предтренажерном обучении, основанная на актуализации концептуальной модели с использованием информации о технической системе (в виде экспертных знаний, моделируемого поведения объекта или реальных данных о его функционировании). Приводится методика оценки структурных знаний, основанная на методе субъективного сетевого шкалирования, предоставляющая обратную связь по ходу обучения и индивидуализирующая программу тренинга. Описываются автоматизированные системы обучения, реализующие предлагаемые методики.
ЦИТАТА
Предтренажерное обучение операторов сложных технических систем: инженерно-психологическое обоснование, методики, модели, цифровые решения / Н.Н. Бахтадзе, В.М. Дозорцев, А.А. Обознов, Е.Д. Чернецкая // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2025. – Т. 10. – № 1. – С. 173-201