Рассмотрена и обоснована актуальность персонологических разработок в истории психологии (обеспечение системности историко-психологических исследований, выявление механизмов преемственности научного познания, его научно-организационных и коммуникационных характеристик; развитие самостоятельной области истории психологии - биографической психологии; содействие расширению границ психологического познания и др.). Показано, что количество работ, посвященных исследованию творческого наследия ученых, стабильно занимает существенное место в современных историко-психологических исследованиях. Рассмотрены достижения отечественных историков психологии в разработке теоретико-методологических и методических разработок проводимых биографических исследований. Изложены методологические основания использования библиометрического метода при анализе публикационной активности ученого в биографических исследованиях и проведении сопоставительного анализа продуктов деятельности нескольких изучаемых персоналий. Предложена программа такого исследования, включающая пять этапов; обозначены ее достоинства и ограничения, а также пути преодоления последних.
ЦИТАТА
Олейник, Ю.Н. Методологические основания изучения персоналий в истории психологии на основе их публикационной активности / Ю.Н. Олейник, А.Л. Журавлев // Психологический журнал. – 2024. – Т. 45. – № 6. – С. 44-53
Дается общий исторический анализ издательской деятельности Института психологии РАН в 1972-2021 гг. На основе архивных материалов показана роль и место академического книгоиздания в научно-организацио...
Обосновывается новый объект количественного историко-психологического исследования - публикации по определенному научному направлению. Представлены результаты изучения такого научного направления, как...
Образовательная экскурсия является одним из эффективных методов в преподавании гуманитарных наук. Однако на данный момент отсутствуют научные и педагогические работы, рассматривающие использование экс...
Проводится библиометрический анализ трудов всероссийских дореволюционных съездов по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Анализируются социально-ис...