В статье представлены результаты исследования влияния базовых индивидуальных ценностей личности на взаимосвязь между материализмом и удовлетворенностью жизнью. С использованием регрессионного анализа изучалась выборка из 184 участников (92 женщины, 92 мужчины) в возрасте от 18 до 59 лет, с целью выяснения модерации влияния материализма на удовлетворенность жизнью базовыми ценностями. Данные собирались с использованием русской версии опросника индивидуальных ценностей Шварца PVQ-RR, опросника ценностного материализма (ОЦМ) и шкалы удовлетворенности жизнью (SLS). Эффект модерации материализма индивидуальными ценностями тестировался отдельно. Обнаружено, что материализм слабо отрицательно влияет на удовлетворенность жизнью, и что сила этой связи модерируется системами ценностей высокого порядка и метаценностями. Подтверждено позитивное модерирующее воздействие систем индивидуально-ориентированных ценностей, а также ценностей Открытости изменениям, развития и роста на связь между материализмом и удовлетворенностью жизнью. Гипотезы об эффектах взаимодействия материализма с остальными ценностями, включенными в модель анализа, не подтвердились.
ЦИТАТА
Хащенко, В.А. Модерирующее влияние ценностей на связь материализма и удовлетворенности жизнью / В.А. Хащенко, Н.Н. Хащенко // Экспериментальная психология. – 2024. – Т. 17. – № 4. – С. 154-167
В статье представлены результаты разработки и апробации авторской методики диагностики материализма как феномена ценностного сознания личности. Авторами раскрываются концептуальные основы понимания пс...
Проанализированы основные проблемные области исследования отношения к времени как группового феномена. Выделено семь основных подходов к социально-психологическому исследованию отношения к времени: си...
В статье показано, что одним из компонентов такого многофакторного явления как удовлетворенность жизнью являются наличие/отсутствие психосоматических жалоб. Показано, что созависимость является прогно...
В статье рассматривается проблема искусственного создания ограниченной неопределенности в средствах массовой информации и коммуникации для психологического воздействия на человека и манипулирования ег...