АННОТАЦИЯ
Целью исследования выступило изучение факторов исторической эволюции деятельности человека, ее разных форм и видов; в качестве объекта рассматривались формы трудовой активности человека; в качестве предмета - факторы и особенности эволюции деятельности крестьян и фермеров; в ходе исследования использовались методы : историко-теоретический анализ, предметно-категориальный анализ. Были выдвинуты следующие гипотезы : во-первых, исторически изменяющиеся виды деятельности людей «кристаллизуются» в немногих устойчивых формах трудовой активности человека. Во-вторых, формы трудовой активности человека эволюционируют при сочетании нескольких условий (особенностей поселений и культуры сообществ, возможности и необходимости специализации вида деятельности, развития товарного производства, общественного разделения труда и др.). И наконец, фрагменты социальной действительности могут входить в предмет дисциплинарно организованного знания при условии их представления как идеальных объектов (идеальных теоретических объектов и идеальных эмпирических объектов). Рабочие гипотезы подтверждаются. На основании анализа крестьянства и фермерства констатируется, что тесная связь человека с природой ограничивает возможности специализации и развития его деятельности. Мелкопоместные поселения, небольшие участки обрабатываемой земли, несложный трудовой инвентарь, ограниченное товарное производство, крупные «единицы» этого типа хозяйствования - семья как коллективный субъект, крестьянский двор как форма организации жизнедеятельности, особая культура (сельская), низкий уровень в социальной стратификации общества, - также не способствовали быстрой эволюции этой формы. Лишь при укрупнении социальных объектов (поселений, государств, центральной власти, товарного обмена и пр.) создаются предпосылки для выделения отдельных деятельностей, их последующего дифференцирования и развития. Предлагается историко-эволюционный подход как дополняющий системогенетический. Если в центре системогенетического подхода его «точками отсчета» выступает человек как субъект, осваивающий и/или исполняющий исторически развитую, сформированную деятельность, то «измерениями» и предметом историко-эволюционного подхода выступают предпосылки, процессы и эволюция становления форм трудовой активности людей.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Исторические формы деятельности человека как объект и предмет исследования. Часть 4 / В.А. Толочек // Ярославский педагогический вестник. – 2024. – № 6 (141). – С. 189-198