АННОТАЦИЯ
В последнее десятилетие во всем мире наблюдается всплеск интереса к вопросам воспроизводимости результатов исследований вобласти гуманитарных и поведенческих наук. Метанаучные оценки воспроизводимости ранее опубликованных величин эффекта существенно ниже, чем это часто предполагается. В этом контексте было предпринято репликационное исследование связи между субъективными оценками возраста усвоения (ВУ) слов русского языка, предположительно усваиваемых в возрасте 6,8-14,4 лет, и объективными оценками точности идентификации смысла слов в словарных тестах, адресованных школьникам 2-4-6-8-классов. Подтверждение такой связи могло бы повысить доверие к субъективным рейтингам как источнику информации о ВУ слов русского языка. Новое исследование восновных чертах повторяло дизайн предыдущего (2023 г.), но отличалось применением более изощренных методов статистического анализа данных. Результаты репликационного исследования в целом подтвердили знак и уровень тесноты связей между субъективными оценками ВУ слова и точностью его опознания в словарном тесте, составив в среднем -0,48 до коррекции артефактов (ошибки измерения и ограничения диапазона) и -0,84 после; аналогичные оценки 2023 г. составили, соответственно, -0,43 и -0,80. Различия между оценками первого и второго исследований оказались не значимыми. Полученные результаты свидетельствует о том, что субъективные рейтинги являются достаточно валидными индикаторами ВУ слов в исследованном возрастном диапазоне и пригодны для нормирования этой характеристики.
ЦИТАТА
Сугоняев, К.В. Проверка валидности субъективных оценок возраста усвоения слов методом тестирования: репликация и уточнение / К.В. Сугоняев, С.А. Пашнева, А.А. Григорьев // Вопросы психолингвистики. – 2024. – № 4 (62). – С. 74-91