Психологические факторы решения профессиональных задач студентами инженерных специальностей ракетно-космической отрасли | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психологические факторы решения профессиональных задач студентами инженерных специальностей ракетно-космической отрасли

Захарова Надира Летфулловна, Обознов Александр Александрович, Федоришин Михаил Иванович, Разина Татьяна Валерьевна, Ластовенко Дарья Викторовна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ диссертация
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Процесс решения профессиональных задач инженерами ракетно-космической отрасли (РКО) отличается сложностью и специфичностью деятельности и объектов деятельности, высокой степенью конвенциональности трудовых действий и специфическими особенностями самой отрасли. Деятельность инженеров РКО характеризуется сложным содержанием, так как предполагает творческий, продуктивный характер и задействует широкий спектр знаний и умений. Для успешной деятельности инженер РКО должен быть подготовлен к решению комплекса профессиональных задач, которые непосредственно связаны с проектированием, конструированием и техническим обслуживанием ракетных комплексов космического назначения, наземного оборудования космических систем, образцов космической техники. Профессиональная задача должна отражать ситуацию реальной профессиональной деятельности специалиста и имеет потенциально достижимую цель. Под профессиональной задачей понимается проблемная ситуация, отраженная в сознании или посредством конструирования в знаковой модели, в которой задан массив данных и условий, необходимых для ее разрешения имеющимися у субъекта деятельности знаниями и на основе прошлого опыта. Решение профессиональной задачи представляет собой деятельность специалиста, направленную на формирование эффективной модели решения задачи на основе прошлого опыта, имеющихся стратегий и эвристик для нахождения функционального и конкретного решения и достижения цели в заданных условиях, характерных для данного вида деятельности. Особую роль для решения задачи играет сама специфика предъявляемой задачи. Формализованная задача (на расчёты) вызывает у студентов чувство неуверенности в собственной компетентности решить эту задачу, делает ее субъективно более «трудной» для решения. Неформализованная задача (на конструкцию) приводит субъекта к ощущению уверенности в собственных силах решить задачу либо к чрезмерной уверенности. Неформализованная задача обладает большей субъективной доступностью, чем формализованная задача. Выделенные типовые профессиональные задачи очерчивают нормативно-ориентирующие признаки их исполнения и конечный продукт деятельности. Результаты экспертной оценки показали, что профессионально важными качествами, необходимыми студенту, являются компоненты первичных психических процессов в части сенсорных, интеллектуальных, коммуникативных и волевых процессов. Эти процессы определяют способность профессионала к восприятию пространственных характеристик и оперированию визуальными образами, концентрации и переключению внимания, обращению к памяти, аналитическому мышлению, коммуникации, работоспособности и креативности. Для решения задач необходимы психологическая устойчивость, концентрация внимания, обучаемость, стрессоустойчивость, способности к установлению доверительных отношений в коллективе, прогностические способности, которые детерминируются выделенными саморегуляционными, метакогнитивными и характерологическими компонентами. Группы студентов с разной успешностью в решении задач имеют отличные структуры взаимосвязей психологических факторов, т.е. являются гетерогенными. Максимальные различия характерны для студентов, относящихся к группам успешных и неуспешных. Было установлено, что определенная совокупность психологических характеристик и качеств студентов взаимосвязана с успешностью решения ими профессиональных задач. Группа успешных студентов ниже по показателям «Невротичность», «Депрессивность», чем группа среднеуспешных и неуспешных, но при этом показывает более высокие показатели по шкалам «Метакогнитивные знания», «Метакогнитивная активность», «Моделирование» и «Общий уровень саморегуляции». Среднеуспешные студенты выше по показателю «Открытость», чем остальные группы, а также выше по показателю «Моделирование» и «Общий уровень саморегуляции», чем неуспешные студенты. Неуспешные студенты выше по показателям «Невротичность», «Депрессивность», «Спонтанная агрессивность», «Эмоциональная лабильность» и ниже по показателю «Гибкость», чем группа успешных студентов. Группы, дифференцированные по успешности решения задач, имея разнородную структуру факторов (являясь гетерогенными), различаются по содержанию. Максимальные различия характерны для студентов, относящихся к группам успешных и неуспешных. Студенты, имеющие высокую степень успешности решения задач, отличаются высокими показателями метакогнитивной осведомлённости о собственной познавательной активности, используют более широкий репертуар метакогнитивных стратегий, обладают развитой гибкостью, которая позволяет им более эффективно адаптироваться к текущей ситуации и корректировать детально разрабатываемые программы решения с учетом новых данных. Для них характерно более развитое моделирование как процесс, позволяющий представить схему решения задачи и все её условия в виде динамической схемы и прогнозировать вероятностные линии решения и общий уровень саморегуляции. Этим студентам также свойственны большая устойчивость к раздражителям, снижение чувствительности и остроты реакций. Студенты со средней степенью успешности решения задач получили достаточно высокие результаты по уровню развития саморегуляции и отдельных ее компонентов. Одним из компонентов, который снижает успешность решения задач, является низкий уровень метакогнитивной осведомленности о собственных познавательных процессах. Для них также характерна большая степень тревожности и возбудимости, более слабый социальный самоконтроль и импульсивность. Студенты с низкой степенью успешности обладают схожими параметрами метакогнитивной осведомлённости о своих познавательных процессах, что и среднеуспешные студенты. Для них характерно также наличие самых низких показателей по гибкости деятельности и самостоятельности. В личностном отношении они характеризуются как наиболее тревожные и возбудимые, со сниженным фоном настроения, конформностью. Этим студентам сложно принимать решения, они быстро утомляемы, в особенности от напряжённой интеллектуальной деятельности. Психологические качества и характеристики: «Гибкость», «Общий уровень саморегуляции», отрицательная «Оценка результатов», «Депрессивность» и с некоторыми ограничениями «Моделирование» – являются факторами, детерминирующими успешность решения профессиональных задач. В соответствии с выделенными факторами могут быть разработаны стратегии и практические рекомендации, направленные на повышение успешности студентов инженерных специальной РКО в решении профессиональных задач. 1Разработанная модель включает в себя результаты диагностики особенностей индивидуально-психологических характеристик студентов РКО, способствующих успешному решению профессиональных задач разного типа. Так выделено, что метакогнитивные особенности включают в себя метакогнитивную осведомленность субъекта о собственной познавательной активности, в том числе о субъективной уверенности в собственных знаниях и возможностях решить задачу. Саморегуляционные свойства представлены регуляторной гибкостью, способностью моделирования значимых для решения задачи условий и общего уровня саморегуляции. Характерологические особенности касаются особенностей проявления невротичности, эмоциональной лабильности, депрессивности, открытости и общительности личности. Применение модели показало, что между студентами, дифференцированными по степени успешности решения задач разного типа, существуют различия, предсказанные на уровне формально-математического моделирования при помощи регрессионной модели. Анализ различий между группами студентов, решающих задачи формализованные (на расчёты) и неформализованные (на конструкцию) с разной степенью успешности, показал отличие в структуре и выраженности этих факторов. Студенты, успешно решающие задачи формализованные (на расчёты), открытые, общительные, с реактивной агрессивностью и феминностью. Они более невротичные, с более высокими показателями спонтанной агрессивности и самостоятельности, по сравнению с группой, решающей задачи неформализованные (на конструкцию), но с меньшим показателем метакогнитивной активности. Для них будет характерно наличие навыков саморегуляции, но со склонностью к аффективному реагированию, фрустрированности и повышенной реактивности. Они способны к произвольному контролю своей метакогнитивной активности, могут быстро адаптироваться под ситуацию и способны моделировать ситуацию в целом. При этом у них выражено стремление к выстраиванию социального взаимодействия, но присутствует и импульсивность, и стремление к доминированию, а также сниженный фон настроения. В группе студентов, которые успешнее решают задачи неформализованные (на конструкцию), респонденты способны к процессуальной регуляции, они понимают, каким образом необходимо выстроить процесс решения задачи, способны к моделированию всей ситуации в целом. Они эмоционально стабильны, с выраженными навыками социально-психологической адаптации, не подвержены невротизации, достаточно чувствительны и не склонны к чрезмерной активности. Открыты к выстраиванию доверительно-откровенного взаимодействия, обладают достаточно высоким уровнем самокритики и независимы от мнения окружающих. Способны оценить свои результаты и сохранить их для дальнейшего использования, а также фокусируются на управлении когнитивными процессами в целом. Совокупность полученных теоретических и эмпирических факторов и закономерностей позволяет утверждать, что успешность решения профессиональных задач студентами инженерных специальностей РКО детерминирована рядом психологических факторов, представляющих совокупность характерологических, метакогнитивных и саморегуляционных особенностей личности, степенью их выраженности и характером взаимодействия.
ЦИТАТА
Психологические факторы решения профессиональных задач студентами инженерных специальностей ракетно-космической отрасли / Н.Л. Захарова, А.А. Обознов, М.И. Федоришин, Т.В. Разина, Д.В. Ластовенко диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Королев, – 2023.
АВТОРЫ

Обознов Александр Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

303
ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ