АННОТАЦИЯ
Процесс решения профессиональных задач инженерами ракетно-космической отрасли (РКО) отличается сложностью и специфичностью деятельности и объектов деятельности, высокой степенью конвенциональности трудовых действий и специфическими особенностями самой отрасли. Деятельность инженеров РКО характеризуется сложным содержанием, так как предполагает творческий, продуктивный характер и задействует широкий спектр знаний и умений. Для успешной деятельности инженер РКО должен быть подготовлен к решению комплекса профессиональных задач, которые непосредственно связаны с проектированием, конструированием и техническим обслуживанием ракетных комплексов космического назначения, наземного оборудования космических систем, образцов космической техники. Профессиональная задача должна отражать ситуацию реальной профессиональной деятельности специалиста и имеет потенциально достижимую цель. Под профессиональной задачей понимается проблемная ситуация, отраженная в сознании или посредством конструирования в знаковой модели, в которой задан массив данных и условий, необходимых для ее разрешения имеющимися у субъекта деятельности знаниями и на основе прошлого опыта. Решение профессиональной задачи представляет собой деятельность специалиста, направленную на формирование эффективной модели решения задачи на основе прошлого опыта, имеющихся стратегий и эвристик для нахождения функционального и конкретного решения и достижения цели в заданных условиях, характерных для данного вида деятельности. Особую роль для решения задачи играет сама специфика предъявляемой задачи. Формализованная задача (на расчёты) вызывает у студентов чувство неуверенности в собственной компетентности решить эту задачу, делает ее субъективно более «трудной» для решения. Неформализованная задача (на конструкцию) приводит субъекта к ощущению уверенности в собственных силах решить задачу либо к чрезмерной уверенности. Неформализованная задача обладает большей субъективной доступностью, чем формализованная задача. Выделенные типовые профессиональные задачи очерчивают нормативно-ориентирующие признаки их исполнения и конечный продукт деятельности. Результаты экспертной оценки показали, что профессионально важными качествами, необходимыми студенту, являются компоненты первичных психических процессов в части сенсорных, интеллектуальных, коммуникативных и волевых процессов. Эти процессы определяют способность профессионала к восприятию пространственных характеристик и оперированию визуальными образами, концентрации и переключению внимания, обращению к памяти, аналитическому мышлению, коммуникации, работоспособности и креативности. Для решения задач необходимы психологическая устойчивость, концентрация внимания, обучаемость, стрессоустойчивость, способности к установлению доверительных отношений в коллективе, прогностические способности, которые детерминируются выделенными саморегуляционными, метакогнитивными и характерологическими компонентами. Группы студентов с разной успешностью в решении задач имеют отличные структуры взаимосвязей психологических факторов, т.е. являются гетерогенными. Максимальные различия характерны для студентов, относящихся к группам успешных и неуспешных. Было установлено, что определенная совокупность психологических характеристик и качеств студентов взаимосвязана с успешностью решения ими профессиональных задач. Группа успешных студентов ниже по показателям «Невротичность», «Депрессивность», чем группа среднеуспешных и неуспешных, но при этом показывает более высокие показатели по шкалам «Метакогнитивные знания», «Метакогнитивная активность», «Моделирование» и «Общий уровень саморегуляции». Среднеуспешные студенты выше по показателю «Открытость», чем остальные группы, а также выше по показателю «Моделирование» и «Общий уровень саморегуляции», чем неуспешные студенты. Неуспешные студенты выше по показателям «Невротичность», «Депрессивность», «Спонтанная агрессивность», «Эмоциональная лабильность» и ниже по показателю «Гибкость», чем группа успешных студентов. Группы, дифференцированные по успешности решения задач, имея разнородную структуру факторов (являясь гетерогенными), различаются по содержанию. Максимальные различия характерны для студентов, относящихся к группам успешных и неуспешных. Студенты, имеющие высокую степень успешности решения задач, отличаются высокими показателями метакогнитивной осведомлённости о собственной познавательной активности, используют более широкий репертуар метакогнитивных стратегий, обладают развитой гибкостью, которая позволяет им более эффективно адаптироваться к текущей ситуации и корректировать детально разрабатываемые программы решения с учетом новых данных. Для них характерно более развитое моделирование как процесс, позволяющий представить схему решения задачи и все её условия в виде динамической схемы и прогнозировать вероятностные линии решения и общий уровень саморегуляции. Этим студентам также свойственны большая устойчивость к раздражителям, снижение чувствительности и остроты реакций. Студенты со средней степенью успешности решения задач получили достаточно высокие результаты по уровню развития саморегуляции и отдельных ее компонентов. Одним из компонентов, который снижает успешность решения задач, является низкий уровень метакогнитивной осведомленности о собственных познавательных процессах. Для них также характерна большая степень тревожности и возбудимости, более слабый социальный самоконтроль и импульсивность. Студенты с низкой степенью успешности обладают схожими параметрами метакогнитивной осведомлённости о своих познавательных процессах, что и среднеуспешные студенты. Для них характерно также наличие самых низких показателей по гибкости деятельности и самостоятельности. В личностном отношении они характеризуются как наиболее тревожные и возбудимые, со сниженным фоном настроения, конформностью. Этим студентам сложно принимать решения, они быстро утомляемы, в особенности от напряжённой интеллектуальной деятельности. Психологические качества и характеристики: «Гибкость», «Общий уровень саморегуляции», отрицательная «Оценка результатов», «Депрессивность» и с некоторыми ограничениями «Моделирование» – являются факторами, детерминирующими успешность решения профессиональных задач. В соответствии с выделенными факторами могут быть разработаны стратегии и практические рекомендации, направленные на повышение успешности студентов инженерных специальной РКО в решении профессиональных задач. 1Разработанная модель включает в себя результаты диагностики особенностей индивидуально-психологических характеристик студентов РКО, способствующих успешному решению профессиональных задач разного типа. Так выделено, что метакогнитивные особенности включают в себя метакогнитивную осведомленность субъекта о собственной познавательной активности, в том числе о субъективной уверенности в собственных знаниях и возможностях решить задачу. Саморегуляционные свойства представлены регуляторной гибкостью, способностью моделирования значимых для решения задачи условий и общего уровня саморегуляции. Характерологические особенности касаются особенностей проявления невротичности, эмоциональной лабильности, депрессивности, открытости и общительности личности. Применение модели показало, что между студентами, дифференцированными по степени успешности решения задач разного типа, существуют различия, предсказанные на уровне формально-математического моделирования при помощи регрессионной модели. Анализ различий между группами студентов, решающих задачи формализованные (на расчёты) и неформализованные (на конструкцию) с разной степенью успешности, показал отличие в структуре и выраженности этих факторов. Студенты, успешно решающие задачи формализованные (на расчёты), открытые, общительные, с реактивной агрессивностью и феминностью. Они более невротичные, с более высокими показателями спонтанной агрессивности и самостоятельности, по сравнению с группой, решающей задачи неформализованные (на конструкцию), но с меньшим показателем метакогнитивной активности. Для них будет характерно наличие навыков саморегуляции, но со склонностью к аффективному реагированию, фрустрированности и повышенной реактивности. Они способны к произвольному контролю своей метакогнитивной активности, могут быстро адаптироваться под ситуацию и способны моделировать ситуацию в целом. При этом у них выражено стремление к выстраиванию социального взаимодействия, но присутствует и импульсивность, и стремление к доминированию, а также сниженный фон настроения. В группе студентов, которые успешнее решают задачи неформализованные (на конструкцию), респонденты способны к процессуальной регуляции, они понимают, каким образом необходимо выстроить процесс решения задачи, способны к моделированию всей ситуации в целом. Они эмоционально стабильны, с выраженными навыками социально-психологической адаптации, не подвержены невротизации, достаточно чувствительны и не склонны к чрезмерной активности. Открыты к выстраиванию доверительно-откровенного взаимодействия, обладают достаточно высоким уровнем самокритики и независимы от мнения окружающих. Способны оценить свои результаты и сохранить их для дальнейшего использования, а также фокусируются на управлении когнитивными процессами в целом. Совокупность полученных теоретических и эмпирических факторов и закономерностей позволяет утверждать, что успешность решения профессиональных задач студентами инженерных специальностей РКО детерминирована рядом психологических факторов, представляющих совокупность характерологических, метакогнитивных и саморегуляционных особенностей личности, степенью их выраженности и характером взаимодействия.
ЦИТАТА
Психологические факторы решения профессиональных задач студентами инженерных специальностей ракетно-космической отрасли / Н.Л. Захарова, А.А. Обознов, М.И. Федоришин, Т.В. Разина, Д.В. Ластовенко диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Королев, – 2023.