АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования обусловлена сложностью переживания выхода на пенсию, необходимостью его ментального освоения, конструирования прогнозов и планов. Цель: изучение феноменов, характеризующих людей предпенсионного возраста, в зависимости от их нахождения на том или ином этапе планирования выхода на пенсию. Гипотеза. Феномены «стратегии проактивного совладания» и «долгосрочная ориентация личности» связаны с процессом пенсионного планирования. Социально-демографические факторы (уровень образования, наличие в семье иждивенцев) значимы в планировании пенсионного перехода. Участники: 202 респондента в возрасте 43–63 года (муж. = 49%; жен. = 51%), работающие, проживающих в разных регионах Российской Федерации. Методы (инструменты): для изучения психологического времени личности использована краткая версия стэндфордского опросника временной перспективы «Zimbardo Time Perspective Inventory» (Ф. Зимбардо в адаптации Т. А. Нестика); проактивного совладания – «Проактивный копинг» (Proactive Coping Inventory) (Е. Грингласс в адаптации Е. П. Белинской, А. В. Вечерина, Е. Р. Агадуллиной); процесса планирования выхода на пенсию – «Шкала процесса планирования выхода на пенсию» («The Process of Retirement Planning Scale» (Дж. Г. Нуна, К. Стивенс и Ф. М. Альпасс). Результаты. Выявлены значимые различия в выраженности проактивного совладания на этапах «Представления о выходе на пенсию» и «Подготовка к выходу на пенсию». Ориентация на будущее значимо менее выражена на этапах «Представления о выходе на пенсию» и «Решение о начале подготовки». Временная перспектива респондентов, находящихся на этапе «Решение о начале подготовки», значимо отличается от других групп фатализмом в восприятии настоящего. Возраст желаемого выхода на пенсию значимо превышает возраст планируемого выхода на пенсию. Выявлена значимость социально-демографических характеристик в пенсионном планировании. Основные выводы. Этап «Решение о начале подготовки» характеризуется фатализмом респондентов при восприятии настоящего. Фактор «проактивное совладание» проявляется на этапах «Представления о выходе на пенсию» и «Подготовка к выходу на пенсию». Социально-демографические показатели свидетельствуют о значимости наличия в семье иждивенцев, а также уровня образования предпенсионера в планировании пенсионного перехода. Практическая значимость. Данные могут быть реализованы в практике психологического консультирования предпенсионеров.
ЦИТАТА
Емельянова, Т.П. Подготовка к выходу на пенсию как процесс: этапы и факторы / Т.П. Емельянова, Е.Н. Викентьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2024. – Т. 13. – № 3 (51). – С. 225-238