Полвека на пути к новым достижениям (к юбилею кафедры психологии Кубанского государственного университета) | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Полвека на пути к новым достижениям (к юбилею кафедры психологии Кубанского государственного университета)

Харламенкова Н.Е.
Южно-российский журнал социальных наук ВАК IF 0,689
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2024
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются научные походы к психологическому анализу развития личности: субъектный (С. Л. Рубинштейн), динамический (Л. И. Анцыферова), субъектно-бытийный (З. И. Рябикина с коллегами). Раскрывается содержание процессуального подхода к проблеме трудных жизненных ситуаций. Цель исследования состоит в обосновании положения о природе человеческой жизни, типично проявляющей себя в разнообразии одновременно и / или последовательно переживаемых личностью трудных жизненных ситуаций. Показано, что трудная ситуация представляет собой процесс, который состоит из нескольких, сопряженных между собой этапов, связан с прошлым опытом переживания жизненных трудностей, является маркером актуально решаемых субъектом задач, ориентирован на достижение новых целей в будущем. К отдельным составляющим ситуации относятся: противоречие между потребностями и внешними требованиями, причины, вызвавшие это противоречие, возможности и ресурсы личности, план разрешения ситуации, наличие / отсутствие прогноза ее последствий - негативных и позитивных. В стратегиях совладания с трудностями отражены реальные способы их преодоления и перспективные задачи развития личности. Приведены аргументы в пользу достоверности процессуального подхода и возможности его применения и к анализу повседневных, и к изучению экстремальных стрессоров; показано, что даже в случае появления регрессивных изменений в поведении человека, пережившего психотравмирующее событие, не происходит нарушения личностной динамики; выражается мнение относительно необходимости исследования специфики личностного развития в условиях влияния интенсивных стрессоров и тех возможностей и ресурсов, которые обеспечивают изменение темпов развития, приводят к улучшению самочувствия и реинтеграции субъекта в социум. В качестве познавательных процедур исследования применены методы анализа, синтеза и аналогии, которые позволили подтвердить правомерность рассмотрения трудной жизненной ситуации как онтологической основы психического развития личности. В заключении отмечено, что исследования коллег из Кубанского государственного университета (кафедра психологии личности и общей психологии) и сотрудников Института психологии РАН имеют общие методологические основания, при этом теоретико-эмпирические исследования отражают разные стороны многогранной проблематики психологии личности и психологии субъекта.
ЦИТАТА
Харламенкова, Н.Е. Полвека на пути к новым достижениям (к юбилею кафедры психологии Кубанского государственного университета) / Н.Е. Харламенкова // Южно-российский журнал социальных наук. – 2024. – Т. 25. – № 2. – С. 28-45
АВТОРЫ

Харламенкова Наталья Евгеньевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Заместитель директора по научной работе

Публикаций в поиске

318
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС POSTTRAUMATIC STRESS ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2024 год

2019 год

2016 год

2014 год