АННОТАЦИЯ
Представлены результаты сравнения переживания разных стрессовых ситуаций, в том числе ситуаций оставленности и беспомощности, и способов совладания с ними в подростковом возрасте. Исследование проводилось на выборке учащихся общеобразовательной школы в возрасте 12- 14 лет ( х возраст = 12.5; mеd возраст = 12; sd возраст = 0.7). Общий объем выборки составил 80 человек (39 девочек и 41 мальчик). Использовались следующие методики: Цветовой тест отношений в адаптации Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда; Юношеская копинг-шкала Э. Фрайденберг, Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой; Шкала воспринимаемого стресса, детский вариант. Показано, что наиболее трудной для подростков является стрессовая ситуация оставленности, связанная с эмоциональной, информационной или социальной депривацией ребенка. Установлено, что по уровню воспринимаемого стресса подростки этой группы близки ( U = 69.0; p = 0.44) к группе респондентов, отметивших в качестве стрессовой ситуации экстремальные жизненные события (группа “Экстремальная ситуация”), и отличаются от подростков, переживающих стресс оценки ( U = 51.5; p = 0.02) и беспомощности ( U = 82.5; p = 0.019) (группы “Оценочная ситуация” и “Беспомощность” соответственно). Выявлено, что в оценках проективной ситуации, согласно сюжету которой родители на время оставляют ребенка одного дома, группы “Оставленность” и “Экстремальная ситуация” также оказываются схожими (обнаружены преимущественно негативные оценки ситуации). Определено, что при совладании со стрессом для группы “Беспомощность” свойственны копинг-стратегии, указывающие на актуальность обращения к социальной поддержке, а для группы “Оставленность”, в отличие от всех остальных групп, типична стратегия Игнорирование ( р < 0.05).
ЦИТАТА
Переживание стресса оставленности и беспомощности в подростковом возрасте / Н.Е. Харламенкова, Д.А. Никитина, Н.Е. Шаталова, Е.Н. Дымова // Психологический журнал. – 2024. – Т. 45. – № 2. – С. 39-50