АННОТАЦИЯ
Цель проведенной работы можно обозначить как приглашение коллег к участию в открытой дискуссии о состоянии российской психологии на рубеже второго и третьего тысячелетий. В ходе исследования использовалось включенное наблюдение, «трудовой метод» (по И. Н. Шпильрейну), рефлексия профессионального опыта. В статье представлен критический анализ состояния российской психологии на рубеже двух тысячелетий, в том числе - особенности Ярославской психологической школы. Во множестве и многообразии разных процессов становления отечественной психологии выделены и анализируются несколько важных аспектов, в каждом из которых акцентируются как позитивные, так и негативные проявления и уже складывающиеся тенденции эволюции: во-первых, методология, методологи, полевые исследователи (мир и его осмысление; уровни методологической рефлексии). Во-вторых, «свой путь» и интеграция с мировой наукой. В-третьих, научно-исследовательские и научно-практические работы: дистанция, разделенность, разрывы (эмпирическая база: своеобразие, однообразие, узость; широкое-узкое использование статистического аппарата; НИР и НПР: два мира, две психологии). Наконец, глобализация и локализация научной жизни (научные публикации: новизна, значимость и формализм; молодые ученые и эстафета знаний; дифференциация дисциплины и отношения ее частей). Кроме того, стиль мышления, научные школы, парадигмы; изучение новых феноменов при незыблемости авторитета старых теорий; научно-исследовательская работа и системотворчество.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Российская психология на рубеже тысячелетий: состояние, перспективы, "позитивы" и "негативы" эволюции / В.А. Толочек // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – № 6 (135). – С. 98-111