АННОТАЦИЯ
В статье представлен подход к изучению психологического воздействия кино в контексте нарративного воздействия. Рассматривается теория транспортации, разработанная М. Грин и Т. Броком (Transportation Theory), и введенное ими понятие транспортации как особого состояния вовлеченности и погруженности в нарратив, которое способствует усилению его психологического воздействия и может привести к изменению связанных с содержанием нарратива убеждений человека. Выделяются две основные группы факторов, определяющих уровень нарративной транспортации при просмотре фильма: качество самого нарратива и индивидуально-психологические характеристики субъекта. Эмпирическое исследование, проведенное на выборке из 1171 студентов от 17 до 29 лет (49,3% мужчин и 50,7% женщин), выявило половые различия в выраженности нарративной транспортации, что могло быть обусловлено бóльшей близостью конкретного фильма к определенной аудитории. Обнаружена связь транспортации с эмпатией, а также с такими чертами личности, как открытость опыту и экстраверсия. Эмпатия явилась наиболее значимым предиктором транспортации. В результате анализа высказываний о фильме респондентов с высокими и низкими значениями уровня транспортации выделены характеристики транспортабельных нарративов: наличие смысла в фильме, важность и актуальность поставленных проблем, потенциал воздействия, а также сюжет фильма, его логичность и динамичность, реалистичность показанного и привлекательность самой истории
ЦИТАТА
Кубрак, Т.А. Нарративная транспортация как фактор психологического воздействия кино / Т.А. Кубрак, А.А. Старостина // Культурно-историческая психология. – 2023. – Т. 19. – № 4. – С. 26-33