АННОТАЦИЯ
В рамках Проекта 2014 нами было проведено экспериментально-теоретическое исследование процессов дифференциации, выявившее закономерности динамики субъективного опыта и его мозгового обеспечения, лежащие в основе феноменов, описываемых как регрессия. Под регрессией обычно понимается примитивизация поведения, понижение «уровня его организации», возвращение на более ранние стадии развития, к более ранним «поведенческим моделям», «возвращение в детство». Несмотря на долгую историю использования представления о регрессии, ее проявления, механизмы остаются малоизученными, специальные экспериментальные исследования единичны, а мнения о ее значении — весьма противоречивы. Нами было обосновано представление о том, что регрессия и ее основа — обратимая (врЕменная) де-дифференциация — есть не деградация или нарушение развития, а закономерный его этап. Регрессия служит маркером перестройки взаимодействия организма со средой, происходящей в ситуациях, в которых прошлые модели поведения стали малоэффективными. Феномены регрессии, и обратимая де-дифференциация, а также последующие этапы адаптационных процессов, следующих за ней, наблюдались нами, в экспериментах, проводимых в рамках данного проекта, при стрессах разного генеза, заболевании, сильных эмоциях, алкогольной интоксикации. Наши данные, полученные в результате проведения исследований данного проекта в 2014-2016 гг., и их теоретический анализ (с учетом данных литературы), позволили обосновать утверждение о том, что процессы обратимой де-дифференциации разворачиваются и при научении. Однако, проведенные исследования обусловливают постановку следующего существенного вопроса: какова выраженность этих процессов и их динамика в разных формах научения (в том числе при стрессе и в условиях патологии), и, в частности, в таких формах научения, которые разворачиваются в контексте разных типов социального взаимодействия. В рамках данного проекта планируется изучить на нескольких уровнях и с применением методов разных областей психологии и биологии закономерности процессов де-дифференциации. Актуальность и эффективность применения именно междисциплинарного подхода для решения наиболее крупных фундаментальных и прикладных проблем не вызывает сомнений (напр., см. Абульханова, Александров, Брушлинский, 1996). Новизна отдельных подзадач, решаемых в рамках основной задачи проекта, описана ниже (см. пункт 4.2.). Решение проблемы дифференциации индивидуального опыта, как мы уже отмечали ранее, имеет большое значение для разработки многих областей знания: таких как психология развития (см., например, работы К. Левина и сотр., Е.А. Сергиенко и сотр.), психология и психофизиология интеллекта (см., например, работы М.А. Холодной и сотр., Д.В. Ушакова и сотр.), психофизиология (см., например, работы В.Б. Швыркова и сотр., Е.Н. Соколова, А.М. Черноризова и сотр.), когнитивных наук (см., например, работы К.В. Анохина и сотр., Б.М. Величковского и сотр., А.А. Кибрика и сотр., Т.В. Черниговской и сотр.), психосемантика (см., например, работы В.Ф. Петренко и сотр., А.Г. Шмелев и сотр.), психология человеческого бытия (В.В. Знаков и сотр.), и мн. др. Ее решение, как это следует из содержания отдельных подзадач, составляющих конкретную задачу проекта (подробнее см. ниже), будет способствовать разработке как фундаментальных, так и прикладных областей смежных наук. Решение указанной проблемы предполагается проводить в лаборатории (лаб. психофизиологии им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН), которая восемь раз признавалась ведущей научной школой РФ: «Системная психофизиология» (в 1997, 2000, 2003, 2006, 2008, 2010, 2012 и 2016 гг. – Гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ в области Наук о Человеке). Планируемые исследования направлены на получение результатов, обладающих несомненной новизной и соответствующих мировому уровню науки (см. подробнее в разделах Формы 4). Особенно следует подчеркнуть, новизну системно-эволюционного подхода к пониманию системной де-дифференциации, связывающего единым пониманием ряд таких разных процессов как стресс, научение, болезнь, эмоции, алкогольная интоксикация. Хотя догадка о регрессии как снижении системной дифференциации (в стрессе, при фрустрации) высказана ранее Куртом Левиным (1937, 2001), однако эта проблема, несмотря на очевидную важность изучения перечисленных выше процессов, не была серьезно и комплексно экспериментально разработана. Ее анализ на уровнях, начиная с клеточного и генетического и кончая социальным взаимодействием людей и животных, который планируется нами в этом проекте, во-первых, показал эффективность и соответствие мировому уровню, что доказывается, например, публикацией наших результатов в высоко-рейтинговых (Q1) международных журналах, а во-вторых, является несомненно новым и приоритетным поскольку экспериментальные разработки данной проблемы единичны и ограничены, как правило, лишь поведенческим уровнем.
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития / Ю.И. Александров // . – 2017. – С.