АННОТАЦИЯ
Данный проект направлен на изучение процессов взаимосодействия распределенных компонентов функциональных систем поведенческих актов. Системно-эволюционный подход в психофизиологии (Швырков, 1995; 2006) и теория функциональных систем (Анохин, 1935, 1973) предполагают, что функциональные системы поведенческих актов (совокупность кооперативно действующих элементов организма разной морфологической принадлежности) включают компоненты, как нервной системы, так и других органов и тканей. На данный момент понимание необходимости рассмотрения организма как единого и целостного в рамках системного решения психофизиологической проблемы наблюдается в работах как отечественных (Александров, 2009; Чуприкова, 2016; Анохин, 2018), так и иностранных (Critchley, Harrison, 2013) специалистов в области когнитивных исследований. При этом важно отметить, что использование системного подхода позволяет избежать редукционизма при реализации междисциплинарных исследований (Александров, 2021). Традиционно в медицине, как и обыденном знании, принято считать любой патологический процесс деструктивным, "сломом" нормальных механизмов. Однако, наличие проактивности, адаптивности у организма и отдельной клетки говорит о том, что даже такие процессы могут считаться законным вариантом нормы (Давыдовский, 1956), попытками достижения целостным организмом приспособительных результатов в сложившихся условиях (Александров, 2011). Из определения функциональных систем, как направленных на достижение приспособительных результатов обще-организменных интеграций, следует изменяемость характера активности каждого элемента, обеспечивающего развертывание системы. Таким образом, поведенческие акты требуют разных и в то же время - обще-организменных интеграций . Все вышеизложенное дает основания полагать, что смена поведения будет отражаться на активности элементов, обеспечивающих это поведение, включая вовлеченные патологический процесс клеточные элементы. В рамках проекта планируется проведение эмпирических исследований, направленных на сопоставление процессов формирования и реализации функциональных систем индивидуального опыта (Горкин, 1988; Горкин, Шевченко, 1995 ) и молекулярно-генетическом состоянии элементов, непосредственно вовлеченных в патологический процесс. Изучение течения патологического процесса в ситуациях приобретения и реализации субъектом новых поведенческих адаптаций может позволить оценить степень и характер вовлечения элементов, в том числе находящихся в зоне развития патологического процесса в общеорганизменные системы, а также выявить и описать вероятный эффект новых общеорганизменных интеграций на локальные процессы. Предполагается также, что описание интеграции психофизиологических механизмов поведения, физиологических и патофизиологических процессов более низкого уровня, позволит прояснить такие дискуссионные вопросы как, например, особенности системной организации поведения при стрессе (как остром, так и хроническом), телесных повреждениях и других вариантах "не нормы". Понимание подобных вариаций, в свою очередь, имеет значение и для понимания других – "нормальных" вариаций. С прикладной точки зрения, прояснение вопросов в этой области может способствовать развитию превентивных, диагностических и коррекционных методик в отношении как психосоматических заболеваний, так и органических патологических процессов, включая онкологический процесс с целью разработки новых биологически обоснованных методов терапии.
ЦИТАТА
Горкин, А.Г. Взаимосодействие типичных и атипичных клеток мозга в процессах системогенеза при формировании субъективного опыта / А.Г. Горкин // . – 2023. – С.