АННОТАЦИЯ
На основании серии эмпирических исследований (N=185, N=187, N=764, N=1504, N=783, N=3278, N=846) выявлены социально-психологическим факторы позитивного отношения к прошлому и настоящему человечества, конструирования позитивного образа долгосрочного будущего и жизнеспособности в условиях глобальных рисков. Показано, что позитивное отношение к прошлому, настоящему и будущему человечества поддерживается доверием к миру, глобальной идентификацией, объемом социального капитала и убеждением личности в способности влиять на свое будущее. Разработаны и апробированы методики для измерения социального оптимизма в условиях глобальных рисков: «Вера в позитивные сценарии коллективного будущего» и «Глобальный оптимизм». Показано, что наибольший вклад в уровень социального пессимизма вносят социальный цинизм, низкое доверие к социальным институтам, вера в опасный мир и тревога по поводу личного будущего. В социальный оптимизм наибольший вклад вносят низкая выраженность социального цинизма, диспозиционный оптимизм, авторитаризм правого толка, доверие к социальным институтам и вера в контроль судьбы. Разработана и апробирована методика «Жизнеспособность личности в условиях глобальных рисков», измеряющая сопереживание другим в условиях глобальных рисков; оптимизм в отношении глобального будущего; самоэффективность в отношении глобальных рисков; воспринимаемая социальная поддержка; обращение за эмоциональной поддержкой; принятие жизни в условиях глобальных рисков; проактивный копинг в условиях глобальных рисков; избегание мыслей о глобальных рисках; отношение к глобальным рискам как возможностям. Подтверждена связь ее шкал с диспозиционным оптимизмом, проактивным совладанием, выраженностью стресса и депрессии. Показано, что ключевую роль в структуре жизнеспособности личности в условиях глобальных рисков играет воспринимаемая социальная поддержка и разделенность тревоги по поводу глобального будущего с другими людьми. Впервые выявлены социально-психологические предпосылки жизнеспособности личности в условиях глобальных рисков: групповая идентификация и просоциальные установки (глобальная идентичность, институциональное доверие, сопереживание заболевшим COVID-19, социальная сложность, религиозность); оценка опасности социального мира (вера в опасный и конкурентный мир, социальный цинизм, конспирологическая ориентация, страх по поводу экономических последствий пандемии); а также убеждение в своей способности влиять на будущее (вера в вознаграждение усилий, контроль судьбы, самоэффективность в условиях пандемии). В ходе исследования, проведенного среди работников российских организаций, выявлены факторы успешности организации во время пандемии: антикризисное планирование, коллективная самоэффективность и ориентация на анализ совместного опыта. Показано, что социально-психологическими предпосылками групповой жизнеспособности в условиях глобальных рисков являются вера в коллективную способность влиять на будущее, долгосрочная ориентация, эмоциональная поддержка и групповая рефлексивность. Выделены три основные группы психологических последствий изменения климата для российского общества: во-первых, рост тревоги по поводу будущего, дисстресса в связи с последствиями природных бедствий, а также ностальгии и депрессии по поводу утраты привычной окружающей среды; во-вторых, изменения когнитивных и аффективных процессов, связанные с непосредственным или косвенным воздействием неблагоприятных геофизических факторов, в том числе – снижение когнитивных способностей, нейродегенеративные заболевания, повышение импульсивности и агрессивности поведения под влиянием высоких температур, загрязнения воздуха и т.п.; в-третьих, обострение переживания несправедливости, дальнейшее снижение доверия к другим социальным группам и социальным институтам, рост приверженности консервативным ценностям, подверженности популизму и поддержки авторитарных политиков. Предложены количественные индикаторы для оценки психологических последствий изменения климата. На основании эмпирического исследования (N=1035) выявлены социально-психологические предпосылки отношения личности к глобальному изменению климата. Показано, что глобальная идентичность, сопереживание и отношение к пандемии как серьезной, но контролируемой угрозе усиливают поддержку мер, направленных на сдерживание климатических изменений. На основании эмпирического исследования (N=733) впервые выявлена связь отношения к глобальным рискам с характеристиками отношения личности к своему собственному прошлому, настоящему и будущему. Подтверждена гипотеза о том, что ориентация на позитивное прошлое прямо связана с конструктивными для жизнеспособности личности характеристиками отношения к глобальным рискам (убеждением в необходимости сотрудничества для их прогнозирования и предотвращения, возвращения к традиционным ценностям, готовностью участвовать в коллективных действиях для защиты от глобальных угроз, защищать себя и близких от их последствий) и обратно связана с апокалиптизмом и фаталистическим игнорированием рисков. Наибольший вклад в конструктивные характеристики отношения к глобальным рискам вносят гедонистическое настоящее и ориентация на учет долгосрочных последствий, тогда как на деструктивные его характеристики наиболее сильное влияние оказывает фаталистическое настоящее. В целом проведенное нами исследование показывает, что жизнеспособность в условиях глобальных рисков и готовность к их предупреждению можно повышать, развивая умение людей ценить свое прошлое, готовность поддерживать друг друга в настоящем, способность оценивать долгосрочные последствия и веру в возможность влиять на будущее. На основе кросс-культурного исследования среди студентов Китая (N=153) и России (N=483) выявлены социально-психологические характеристики личности, которые являются инвариантными предпосылками отношения к санкциям в обеих культурах. Предикторами тревоги по поводу санкций в Китае и России оказались глобальная идентичность, а также феномены, связанные с ориентацией на традиционные ценности: религиозность в Китае, чистота и святость как моральное основание в России. Признание санкций ущербом для репутации страны в Китае и России связано с глобальной идентичностью и социальным цинизмом. Готовность оправдывать использование санкций для защиты от глобальных рисков, - таких как распространение оружия массового поражения, или действия, усугубляющие климатическую и экологическую ситуацию в мире, - в России и Китае поддерживается глобальной идентификацией и ориентацией на либеральные моральные основания. На основании кросс-культурного исследования среди молодежи в России (N=169), Украине (N=140), Франции (N=122), Венгрии (N=104), Португалии (N=250), Китае (N=104) и Индии (N=101) показано, что наибольший вклад в готовность использовать новые технологии и критерии для их выбора вносят технооптимизм, доверие к государству и разработчикам, низкая выраженность ценностей сохранения и высокая открытость к новому опыту. Исследование показывает, что для обеспечения спроса на новые технологии в повседневной жизни необходимо развитие не только инновационных установок, но и социального доверия. На основании данных общероссийского опроса (N=1600) показано, что позитивное отношение личности к новым технологиям поддерживается ценностями открытости к изменениям и отрицательно связано с ценностями сохранения. Выделены социально-психологические типы оценивания новых технологий («индифферентные», «ориентированные на влияние значимых других», «разборчивые», «прагматики», «ориентированные на безопасность»), а также социально-психологические типы отношения личности к новым технологиям («технофилы», «тревожные сторонники технического прогресса», «технофобы» и «безразличные к технологиям»). Впервые показано, что технофилия и технофобия являются не противоположными полюсами одной шкалы, а разными феноменами, связанными друг с другом. На основании эмпирического исследования (N=550) изучено влияние психологических характеристик личности на готовность использовать системы искусственного интеллекта (ИИ) и представления об этических аспектах их использования. Выделены типы отношения личности к использованию технологий ИИ: «сторонники использования ИИ в общественных сервисах» (29%), «противники широкого использования ИИ» (18%), «инновационные пользователи» (25%), «умеренные технооптимисты» (28%). Проведенный нами анализ типов отношения к использованию ИИ в повседневной жизни позволяет сделать вывод о том, что готовность к использованию ИИ и поддержка его внедрения в работу государственных служб связаны не с информированностью о технологических прорывах или инновационностью личности, а с уровнем социального доверия и надеждой на повышение справедливости общества с помощью технологий ИИ. Показано, что готовность рассматривать системы ИИ в качестве юридических и моральных субъектов или партнеров по принятию этических решений тесно связана с доверием к людям вообще и к разработчикам ИИ в частности, универсализмом и верой в возможность влиять на свое будущее. Показано, что либеральные ценности усиливают ориентацию на защиту прав личности и восстановление справедливости через равенство возможностей, обеспечиваемое искусственным интеллектом. Консервативные ценности поддерживают ориентацию на защиту групповых интересов и восстановление справедливости через расстановку приоритетов в работе киберфизических систем. В целом полученные нами результаты указывают на то, что значимость этических принципов внедрения систем ИИ зависит не только от моральных оснований личности, но и от представлений о мире и доверия людям. Выявлены функции коллективной памяти как фактора отношения россиян к пандемии COVID-19 (N=300). Показано, что память является важным ресурсом совладания в отношении экстремальных событий настоящего. Выявлены различия в содержании вспоминаемых событий и функциях поиска аналогий коронакризису в прошлом страны у представителей различных социально-психологических типов отношения личности к пандемии. Выявлены социально-психологические предпосылки веры личности в конспирологические теории глобальных рисков (N=668): вера в справедливый мир, низкая самоэффективность, ориентация на моральные основания лояльности к своей группе и уважения к авторитетам, низкое институциональное доверие и социальный цинизм. На основании проведенных эмпирических исследований сделан вывод о том, что низкое социальное доверие и переживание неконтролируемой угрозы усиливают подверженность пользователей социальных сетей вере в конспирологические теории происхождения пандемии COVID-19. Выявлены предпосылки соблюдения санитарно-эпидемиологических норм в условиях пандемии (N=1043): уверенность в своей способности защитить от заражения себя и близких, выраженность страхов, связанных с пандемией, сопереживание другим людям, ориентация на планирование своего будущего в условиях пандемии, принятие сложившейся ситуации, институциональное доверие, а также дескриптивные нормы, то есть убеждение в том, что большинство окружающих соблюдает дистанцию и носит маски. На основании проведенных исследований сформулированы концептуальные положения, касающиеся социально-психологических механизмов устойчивого развития социальных общностей в условиях глобальных рисков. Психологическими механизмами принятия личностью и группой больших вызовов как возможностей для развития являются сопереживание, социальная поддержка, постановка долгосрочных позитивных целей и проактивное совладание, социальное доверие, индивидуальная и групповая самоэффективность, групповая рефлексия. Тревога по поводу глобальных рисков в сочетании с переживанием неконтролируемости угрозы и низким социальным доверием, напротив, провоцирует групповую поляризацию и защитные реакции: недооценку риска и веру в конспирологические теории. Игнорирование психологических особенностей глобальных рисков и ошибочное отношение к ним как к локальным катастрофам усиливают алармизм и краткосрочную ориентацию при принятии решений. В конечном счете это приводит к эскалации антропогенных глобальных угроз. Социально-психологическими ресурсами групповой жизнеспособности в условиях глобальных рисков, а также механизмами конструирования позитивного коллективного образа долгосрочного будущего являются позитивная групповая и глобальная идентификация, доверие к миру и социальным институтам, сопереживание и ценности взаимной поддержки, вера членов группы в свою способность влиять на настоящее и будущее, убеждение в эффективности принимаемых мер, а также позитивные дескриптивные нормы, то есть уверенность в том, что сотрудничество и соблюдение ограничений ради преодоления кризиса поддерживаются большинством. По итогам исследований, проведенных в рамках проекта, подготовлена коллективная монография «Человек в условиях глобальных рисков: социально-психологический анализ», посвященная психологии глобальных природных, социальных и техногенных рисков. Всего в исследованиях приняли участие 10651 человек. Результаты работы апробированы на 13 международных и всероссийских конференциях, опубликованы в виде 12 статей: 5 в журналах WoS или Scopus, 7 в изданиях РИНЦ, а также в виде коллективной монографии.
ЦИТАТА
Нестик, Т.А. Психология человека в условиях глобальных рисков / Т.А. Нестик отчет по НИР № 18-18-00439 (Российский научный фонд)