Одаренность: когнитивные процессы и модели социо-культурной реализации | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Одаренность: когнитивные процессы и модели социо-культурной реализации

Ушаков Дмитрий Викторович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2016
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Центральная идея предлагаемого проекта заключается в том, что одаренность должна быть рассмотрена во взаимодействии разнородных компонентов: когнитивных процессов, лежащих в основе способностей; структуры личности; средовых условий формирования; социо-культурной востребованности творческого продукта. В связи с этим проект включает 4 направления работы: 1) когнитивные процессы, лежащие в основе способностей; 2) исследования феномена диссинхронии; 3) разработка междисциплинарных моделей экономического эффекта одаренности; 4) одаренность в научной сфере: внутренние предпосылки и внешние условия. Работа проводилась в теоретическом и экспериментальном плане. В теоретическом плане в 2016 году продвижения были совершены в нескольких направлениях. Теоретическое продвижение в рамках направления проекта по исследованию когнитивных процессов, лежащих в основе способностей, связано с применением математического аппарата анализа сложных сетей к когнитивным исследованиям. Было обосновано предположение, что успешность решения задач, требующих распространения активации по семантической сети, таких как, например, анаграммы, зависит от топологических характеристик соответствующих участков семантической сети. Эти характеристики могут способствовать тому, что активация на том или ином участке сети повышается или наоборот понижается, растекаясь на соседние участки. В качестве такой сетевой характеристики слов выступает коэффициент кластеризации. Коэффициент кластеризации является мерой связанности соседей узла в сети. Коэффициент кластеризации узла i, ci, высчитывается как пропорция между ei как действительным количеством связей между соседями узла, и k(k – 1)/2 как количеством всех возможных связей между ними (с). Если коэффициент кластеризации узла в сети низок, активация имеет тенденцию «растекаться». При высоком коэффициенте кластеризации активация напротив, циркулируя между узлами-соседями, поддерживается на высоком уровне в данном узле. Следовательно, слова, характеризующиеся высоким коэффициентом кластеризации в данном языке, могут с большей вероятностью выступать в качестве решения задач, таких как анаграммы. Эти теоретические предположения были проверены путем проведения двух исследований. Во-первых, была построена сетевая модель русского языка, которая является необходимой основой дальнейших эмпирических работ в рамках этого направления на русскоязычных испытуемых. Во-вторых, было проведено дополнительное экспериментальное исследование на материале решения анаграмм. Экспериментальное исследование описано в соответствующем отделе отчета ниже. Другое теоретическое продвижение отражено в книге Е.А. Валуевой «Активационные процессы в мышлении». В 2015 году, как сообщалось в предыдущем отчете, в рамках проекта Е.А. Валуевой совместно с Д.В. Ушаковым была разработана Сигнальная модель инсайта. В книге 2016 года эта тема была разработана и расширена, а также распространена на исследования инкубации (вызревания решения у испытуемого в то время, когда он не обращается к задаче, а занят другой деятельностью) и расфокусировки мышления. Результатом стало развитие активационного принципа, заложенного во многие современные когнитивные модели, как, например, АСТ Дж. Андерсона. Активационный принцип, как показано в книге, является весьма продуктивным в описании ряда процессов человеческого мышления. В то же время активационные процессы, необходимые для работы человеческого мышления, оказываются значительно более сложными, чем это рисуется существующими когнитивными моделями. В монографии предлагается многоуровневая модель. Традиционно рассматриваемый когнитивными моделями активационный процесс, при котором происходит передача активации от одного содержания к другому, ассоциативно с ним связанному, предлагается поместить в контекст процессов двух других уровней. Один из этих процессов связан с активацией целостных паттернов семантической сети, которые обладают большей или меньшей степенью фокусировки на элементах решаемой задачи. Эта фокусировка позволяет модулировать процессы мышления и настраивать его режим, в том числе – в соответствии со степенью «творческости» решаемой задачи. В какой-то степени это модулирующее воздействие может быть поставлено в параллель переключению логических и интуитивных уровней мышления в теории Я.А. Пономарева. Другой процесс, соотносимый с распространением активации по семантической сети, проводит автоматическую обработку этой информации на предмет узнавания знакомых конфигураций и оптимальных решений. Этот процесс, который тоже может работать на основе сетевой архитектуры, но уже другого плана – аттракторных сетей, позволяет объяснять интроспективно документированные, начиная с Пуанкаре, феномены бессознательной работы и нахождения творческого решения во время отдыха. Наконец, активационные процессы действуют в сопряжении с сознательными процессами переработки информации, которые отнюдь не автоматически включают всю информацию, достигшую необходимого порога активации. Это включение происходит на основе установок и ожиданий, выходящих за пределы активационного принципа и не требующих отдельного изучения и специальных моделей. Построенная таким образом модель активационных процессов оказывается намного более сложной, чем типичные когнитивные модели, следующие за Дж. Андерсоном. Однако она, в отличие от последних, в значительно большей степени способна описать высшие когнитивные процессы, связанные с мышлением. Еще одно теоретическое продвижение в 2016 году связано с написанной и изданной в рамках проекта книгой «Социальная психология знания», где синтезированы исследования, выполненные по проекту в рамках двух направлений: разработка междисциплинарных моделей экономического эффекта одаренности и одаренность в научной сфере. Знание выступает одним из ключевых конструктов, связывающих когнитивные способности и экономические достижения. При этом знания – и основной продукт, производимый наукой. В книге изложена математическая модель, разработанная С.Г. Куливцом и Д.В. Ушаковым в рамках работ по гранту. На основании представления экономики в виде решения задач эта модель позволяет объяснить целый ряд эмпирически наблюдаемых феноменов, в том числе данные Р. Линна о связи национального интеллекта с экономическими достижениями. Кроме того, в книге представлены исследования, выполненные в рамках настоящего проекта на выборке молодых докторов наук РАН. В том числе описаны линейно-структурные модели, характеризующие научную продуктивность российских ученых и факторы, влияющие на эту продуктивность. В отчетном году написаны три монографии: Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Нестик Т.А., Поддьяков А.Н., Юревич А.В.Социальная психология знания. М.: ИП РАН. Валуева Е.А. Активационные модели в мышлении. М.: ИП РАН. Белова С.С. Интуиция и слово в социальном познании. М.: ИП РАН. В 2016 году подготовлено также восемь научных статей: E.V. Chmykhova, D.G. Davydov, A.A. Grigoriev, M.S. Zirenko, R. Lynn A Confirmation of Validity of Educational Attainment as a Measure of Intelligence in Different Geographical Areas Psychology. Journal of the Higher School of Economics. (2016 г.) А.А. Григорьев Этнопсихологические переменные как предикторы социально-экономического развития страны Психология. Журнал Высшей школы экономики (2016 г.) А.А. Григорьев, И.В. Журавлев, Ю.В. Журавлева, Е.М. Лаптева, И.Н. Носс Апробация теста общей осведомленности в России Психология. Журнал Высшей школы экономики. (2016 г.) D.V. Ushakov, A.A. Grigoriev. Macropsychology of Intelligence: Through Emotions to Theoretical Depth. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. N 4. P. 629–635. S.G. Kulivets, D.V. Ushakov. Modeling Relationship between Cognitive Abilities and Economic AchievementsPsychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. N 4. P. 673–685. Е.М. Лаптева, Я.А. Бондаренко, Д.В. Ушаков Теории сознания и решение анаграмм. Петербургский психологический журнал. №17. 2016 А. А. Медынцев Влияние автоматических процессов на «решение озарением» в задаче разгадывания анаграмм. Экспериментальная психология. 2017 Поддьяков А.Н. Развитие способностей создания трудностей Принцип развития в современной психологии (2016 г.) Разработана активационная модель, которая является расширением Сигнальной модели инсайта, предложенной разработчиками проекта в 2015 году. На основе модели обобщены данные об инкубации и расфокусировке внимания в мышлении. Разработан подход к анализу когнитивных процессов, основанный на математических моделях сложных сетей. В качестве инструмента построена модель анаграммной сети русского языка. Получены подтверждающие теоретические представления эмпирические данные. Разработаны подходы к новой научной отрасли – социальной психологии знания, куда включены полученные ранее по проекту междисциплинарная модель экономического эффекта одаренности и результаты исследования российских ученых, в том числе – линейно-структурная модель научной продуктивности российских ученых. Получены результаты трех запланированных экспериментальных серий, а также четвертой – внеплановой.
ЦИТАТА
Ушаков, Д.В. Одаренность: когнитивные процессы и модели социо-культурной реализации / Д.В. Ушаков отчет по НИР № 14-18-03773 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Ушаков Дмитрий Викторович


Директор Интситута психологии РАН

Публикаций в поиске

307
ИНТЕЛЛЕКТ ПСИХОЛОГИЯ INTELLIGENCE
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2014 год

2015 год

2020 год