Одаренность: когнитивные процессы и модели социо-культурной реализации | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Одаренность: когнитивные процессы и модели социо-культурной реализации

Ушаков Дмитрий Викторович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ
ГОД 2014
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Центральная идея предлагаемого проекта заключается в том, что одаренность должна быть рассмотрена во взаимодействии разнородных компонентов: когнитивных процессов, лежащих в основе способностей; структуры личности; средовых условий формирования; социо-культурной востребованности творческого продукта. Только сочетание четырех перечисленных компонентов приводит к тому, что одаренность реализуется в культурно ценных произведениях. Отсутствие хотя бы одного из них может привести к растрате одаренности впустую. Конечно, охват перечисленных компонентов во всей полноте невозможен в рамках одного проекта, да и недостижим для современной психологической науки в целом. Однако в рамках настоящего проекта будут исследованы некоторые ключевые точки всех четырех перечисленных направлений. В плане когнитивных процессов, лежащих в основе способностей, будут разрабатываться сетевые модели, которые на сегодняшний день представляются одним из наиболее перспективных подходов к проблеме. В отношении одаренной личности исследуется центральная проблема диссинхронии, т.е. неравномерное развитие различных функций одаренных детей по сравнению с возрастной нормой (Ж.-Ш. Террасье). Влияние средовых условий формирования творческой продуктивности будет изучено на выборке успешных ученых, докторов наук моложе 45 лет, лауреатов конкурса Фонда содействия российской науке «Лучшие молодые ученые РАН». Наконец, будет разработана модель, описывающая, каким образом одаренность людей выступает механизмом социально-экономического развития. Кроме того, что каждое из направлений проекта нацелено на получение нового научного результата в соответствующей исследовательской области, их сочетание образует охват, позволяющий достичь целостного взгляда на одаренность, что немаловажно как в научно-мировоззренческих, так и практических целях, например, при разработке практических программ поддержки одаренности.
ЦИТАТА
Ушаков, Д.В. Одаренность: когнитивные процессы и модели социо-культурной реализации / Д.В. Ушаков // . – 2014. – С.
АВТОРЫ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2015 год

2016 год

2016 год