Концепция психического развития человека с позиций системно-субъектного подхода | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Концепция психического развития человека с позиций системно-субъектного подхода

Сергиенко Елена Алексеевна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Настоящий проект направлен на создание обобщающей концепции психического развития человека с позиций системно-субъектного подхода. В отечественной психологии принцип развития в изучении психики человека рассматривается как ведущий (Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В., Выготский Л.С., Завалишина Д.Н., Запорожец А.В., Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Ломов Б.Ф., Платонов К.К., Пономарев Я.А., Швырков В.Б., Александров Ю.И. и др.). Обоснование системно-субъектного подхода в психологии, позволяет представить не только общие методологические принципы развития, но и возможности описания структуры и функций, их развития на разных этапах онтогенеза. Фактические речь идет о разработке обобщающей концепции развития, отвечающей современным постнеклассическим принципам научного этапа. На современном этапе отмечается нарастающая тенденция к поиску и обоснованию общих, интегративных теорий психического развития. Это тенденция прослеживается также в общей психологии, которая разрабатывает все более интегративные концепты, например, психология выбора, психология личностного потенциала, психология неопределенности, психология субъекта, психология понимания, психология доверия и другие. Для психологии развития попытки интегративной концепции психического развития также становятся современной и актуальной задачей, предполагающей как решение методологических задач, обоснование новых интегративных конструктов, сравнение и обоснование их преимуществ относительно уже существующих, верификация теоретических предположений в экспериментальных исследованиях. Системно-субъектный подход, разрабатываемый автором, одним и стержневых оснований полагает именно принцип развития в его современном содержательном наполнении. В рамках данного подхода психическое развитие человека рассматривается сквозь призму развития субъекта и личности как двух неразрывных сторон психики человека. Задача данного проекта состоит в реализации данного подхода в унитарной концепции психического развития, обоснование качественных трансформационных и вариативных изменений в онтогенетическом развитии, обоснование полидетерминированности процесса развития, непрерывности и стадиальности развития через анализ изменений структуры и функций субъекта и личности. Целый ряд концепций, сформулированных автором: контроль поведения, модель психического, субъективный возраст, зрелость как процессуальная характеристика, соотношение ментальной репрезентации и действия, системно-эволюционная гипотеза сознания, антиципирующий характер развития и другие, позволяют перейти к разработке унитарной концепции психического развития с позиций системно-субъектного подхода. Актуальность работы определяется прежде всего тем, что обоснование более интегративных понятий и концепций отвечает современным научным тенденциям, расширяет концептуальное поле психологической науки. Кроме того, системно-субъектный подход представляет собой синтез естественно- научной и гуманитарных парадигм, что также отвечает постнеклассическому этапу развития науки. Научная новизна работы заключается в обосновании и реализации системно-субъектного подхода в психологии, который позволяет перейти к максимально интегративному анализу психической организации человека и его функциональной реализации как активного субъекта развития, субъекта деятельности и жизнедеятельности. В настоящей работе реализация принципа развития позволяет по-новому решить вопросы о соотношении субъекта и личности, уровневом развитии взаимосвязанных и реципрокных субъектно-личностных образований, соотнести и показать единство ментальных, эмоциональных и волевых способностей человека и их развития в едином конструкте – контроле поведения, продемонстрировать лабильность возрастной идентификации (субъективного возраста) и ее значение для регуляции поведения в разные возрастные этапы развития, показать интегративность развития социального мира (модели психического) и понимание социальных воздействий и взаимодействий на разных этапах развития. Разработка и реализация принципа развития в психологии имеют не только теоретико-методологическое, фундаментальное, но и практико-ориентированное значение. Понимание того, какие силы становятся определяющими в развитии и регуляции человеческой индивидуальности, человеческих взаимодействий и какие отрезки жизненного пути становятся наиболее значимыми в развитии, что ограничивает и что усиливает различные аспекты человеческого поведения, позволяет регулировать социально-экономическую политику и финансовые затраты общества для обеспечения становления эффективного и благополучного состояния общества в целом и молодого поколения — в частности. Более того, разработка представлений о субъекте как центре психического развития, адресовано программам обучения и воспитания, которые становятся субъектно, индивидуально ориентированными. Разработка общей концепции психического развития человека на основе системно-субъектного подхода, будет представлена в 5 статьях, 3 тезисах, рукописи монографии.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Концепция психического развития человека с позиций системно-субъектного подхода / Е.А. Сергиенко // . – 2017. – С.
АВТОРЫ

Сергиенко Елена Алексеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

481
МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СУБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2023 год

2012 год

2011 год

2018 год