Психология понимания мира человека | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психология понимания мира человека

Знаков Виктор Владимирович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ
ГОД 2016
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В монографии представлена авторская точка зрения на роль и место понимания в многомерном мире человека. Описаны результаты проводившихся в течение последних пятнадцати лет теоретических и эмпирических исследований в двух смежных областях психологической науки – психологии человеческого бытия и психологии понимания. «Мир человека» (Рубинштейн, 1997) понимается как соотнесенная с людьми совокупность вещей и явлений, представляющая собой организованную иерархию различных способов человеческого существования. В монографии проанализированы несколько тесно связанных между собой направлений психологического исследования феномена понимания. Во-первых, обосновывается мысль о том, что понимание направлено на интерпретацию таких событий и явлений, которые не только происходят в мире человека и отражаются в психике общающихся людей, но и порождаются, конструируются ими. В основании современных научных представлений о понимании лежит идея о взаимной дополнительности логико-гносеологического и ценностно-смыслового начал интерпретации понимающим субъектом содержания того, что он понимает. Во-вторых, утверждается, что методологическая рефлексия оснований психологии, присущая постнеклассическому типу мышления, способствует осознанию психологами внутренних противоречий научных знаний о понимании. В значительной степени они появились в результате изучения обсуждаемого феномена с различных точек зрения. Сосуществование в психологической науке когнитивной, герменевтической и экзистенциальной парадигм позволяет ученым исследовать проблему под неодинаковыми углами зрения. В-третьих, выявление в понимании не только когнитивных, но и герменевтических и экзистенциальных составляющих неизбежно приводит психологов к выводу, что понимание нельзя проанализировать достаточно полно, принимая во внимание только «человека познающего». Понимающий субъект – это всегда еще и «человек экзистенциальный», живущий среди людей, созерцающий мир, переживающий социальные события и ситуации. Человек, находящийся внутри бытия и обладающий психикой, сам творит свою жизнь в мире и понимает его. Соответственно, бытие и понимание, существование и понимание не разделимы и принципиально не могут быть противопоставлены друг другу. Понимание представляет собой универсальную способность человека, реализующуюся в способах его бытия в мире. В-четвертых, теоретически и эмпирически доказывается, что понимание – центральная проблема психологии человеческого бытия. Предметом исследования в этой новой области психологического знания являются смысловые образования, выражающие ценностное отношение субъекта к миру. Соответственно, при исследовании психики субъекта акцент делается на анализе ценностных, аксиологических аспектов бытия человека. Индивидуальная специфика понимания определяется не столько истинностью понимаемого знания, сколько его субъективной ценностью. Понимание субъектом мира зависит не только от его угла зрения на мир, но от «ценностной нагруженности» взгляда. В-пятых, в книге красной нитью проходит мысль о том, что понимание неразрывно связано с самопониманием, и в диалектическом единстве указанных феноменов – залог психического развития субъектных качеств человека. Любое понимание всегда одновременно является и самопониманием, потому что оно представляет собой и личностное изменение человека, и его «выход за свои пределы»: превосходство над собой, над тем Я, каким субъект был до понимания. Понимание и самопонимание способствуют лучшему осознанию человеком собственного бытия и помогают выявлению потенциальных возможностей саморазвития.
ЦИТАТА
Знаков, В.В. Психология понимания мира человека / В.В. Знаков // . – 2016. – С.
АВТОРЫ

Знаков Виктор Владимирович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

243
ПОНИМАНИЕ UNDERSTANDING СУБЪЕКТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2016 год

2016 год

2016 год