АННОТАЦИЯ
В рамках реализованного проекта были проведены исследования по трем следующим направлениям: 1.Теоретико-методологические основания исследования проблем маргинализации профессионального сознания в контексте социально-экономических изменений; 2.Организационные факторы маргинализации сознания профессионала организационная культура, миссия фирмы, идентификационные проблемы профессионального отбора; 3. Особенности трансформации личности и факторы социально-психологической адаптации профессионалов в трудных условиях при вахтовом режиме работы на Крайнем Севере. По первому направлению получены следующие результаты: Среди изменений в системе отношений "человек–профессия–общество", которые заметно влияют на маргинализацию личности современного профессионала, можно выделить следующие тенденции: сокращение возможностей профессионального выбора для развития и реализации личности как неповторимой индивидуальности. В общественном сознании наиболее значимы прагматические тенденции профессионального выбора и заниженные критерии социальной приемлемости решений и поступков профессионалов. Их можно охарактеризовать следующими признаками: инверсия смысла профессии (качественная характеристика); снижени¬е социально-приемлемого уровня профессионализма (количественная характеристика). Это приводит к системной трансформа¬ции социальной функции профессии, выразившейся в тенденции пере¬хода от безусловного выполнения профессиональных обязанностей к обусловленному субъективным пониманием личной выгоды. Через изменение силы и направленности связей в подсистемах "человек–профессия", "человек–общество", "профессия–общество" на тот или иной период профессиональной карьеры можно оценить не только прошлое и настоящее, но и перспективы конкретного профессионала. Независимость оценки в каждой подсистеме при выработке общесистемного прогноза рассматривается как основная гарантия от ошибок при выборе стратегий и методов противодействия тенденциям маргинализации профессионального сознания. Концепция психологической поддержки профессионалов на разных этапах жизненного пути включает следующие аспекты: психологическое сопровождение карьеры успешных профессионалов; толерантное отношение к особым категориям профессионалов: инвалидам, пенсионерам; психологическая поддержка при вынужденных перерывах в карьере; при гендерных проблемах и возрастных кризисах; психологическая коррекция профессионального выбора у неуспешных; преодоление психологических барьеров при смене профессии; ментальная перестройка профессионалов в условиях глобализации. Основной методологический принцип – анализ и преодоление рассогласований между индивидуальной, корпоративной и социальной идентичностью профессионала. Если признаки маргинализма еще не стали устойчивыми атрибутами личности, рекомендуется психологическая коррекция с позиции рассмотрения кризисов профессионального пути личности как стимулов для преобразования ценностных ориентаций и смены психологических оснований всей системы ее отношений с профессией и обществом. Рассмотрение категории личности в аспекте профессиональной деятельности выдвигает на первый план междисциплинарные исследования профессионала как субъекта общественного развития, а именно, как субъекта жизни – бытия – мира. По второму направлению получены следующие результаты: Сформулированы четыре основных критерия для анализа интервью претендентов с целью прояснения представлений у них о "нужном специалисте", готовности принять требования организации и соответствовать социальным и нравственным эталонам профессионала, задаваемым обществом. Совместный анализ результатов интервью и психодиагностики позволяет давать более обоснованные заключения о претендентах в виде "рекомендован/не рекомендован" на занятие вакансии, что повышает эффективность профессионального отбора в социально-значимых организациях. Результаты теоретического и эмпирического исследования показали, что в большинстве компонентов организационной культуры между менеджментом и сотрудниками имеются содержательные и структурные различия, доходящие порой до существования в одной и той же организации двух разных культур. Сближение этих культур является мощным внутренним организационным ресурсом снижения профессиональной маргинализации менеджеров и сотрудников. Внешним организационным ресурсом, который повышает самоуважение и корпоративную приверженность сотрудников, является социально-адекватная миссия фирмы. Предложенный подход может быть применен на практике для типологии корпоративных структур и экспертизы готовности профессионалов к работе в таких структурах. По третьему направлению был проведен сравнительный анализ эффективности использованных в 2016 году методов исследования: Анализ результатов по методике «Глобализация – идентичность - маргинализм» позволяет реконструировать целостную картину мировоззрения маргинального, идентичного и «массового» профессионального субъекта. Применение теста Вудкока «Анализ своих ограничений» позволяет оценить сильные стороны и ограничения, мешающие сотрудникам эффективно выполнять свою работу, а также осознать перспективы своего развития в профессиональной сфере. Авторский опросник, разработанный специально для вахтовых рабочих, направлен на диагностику профессиональных ценностей и мотивацию «вахтовиков» по следующим параметрам: профессиональная мотивация – стремление к самоутверждению, стремление к свободе, бегство от проблем, высокая зарплата. Этот опросник также позволяет определять где проходит «истинная» жизнь вахтового сотрудника – дома или на вахте. Для формирования полноценной картины психологических проблем при вахтовом режиме работы необходим не только количественный, но и качественный анализ полученных данных. Комплекс примененных методов позволяет не только получать результаты анализа профессиональной идентичности/маргинализма, но и выявлять характерные особенности данного феномена, взаимосвязи и факторы, применительно к конкретным категориям профессионалов, работающих вахтовым методом на Крайнем Севере. Предложена модель нормативного соотношения психологических характеристик профессионала с социально приемлемым уровнем идентичности. Модель позволила свести в единую систему различные аспекты профессионального маргинализма: тип идентичности (функциональная vs ментальная), профессиональный статус (знания, компетентность, мастерство, критицизм и деградацию), тип профессии (репродуктивный, оперативный, продуктивный, творческий и формально-ролевой), концептуальную основу деятельности (общий стандарт, индивидуальный стереотип, моноконцептуальная база, поликонцептуальная база и регидная установка) и ведущий механизм идентификации (нормативный, креативный и эмотивный). Ключевым признаком маргинализма выступает разбалансирование показателей по каждому аспекту.
ЦИТАТА
Занковский, А.Н. Маргинализация профессионального сознания: психологические признаки, детерминанты и ресурсы преодоления / А.Н. Занковский отчет по НИР № 15-06-10615 (Российский гуманитарный научный фонд)